Что мы знаем про Александру Пахмутову? Мы знаем ее песни! И этого достаточно, чтобы понять, что она великий композитор и человек высокой духовности. Злодеям такие мелодии не даются.
Пахмутову обвиняют в том, что она занималась не творчеством, а пропагандой. И ее произведения, это не что иное, как оголтелое воспевание советского строя.
Александра Пахмутова: будем мудро и правильно жить
Плох он был или хорош — оставим этот спор историкам. Время даст на него ответ. Что мы вспоминаем сегодня наверняка — в СССР была романтика. Быть может, самая светлая и чистая со времен появления человеческого сообщества. Романтика братства, дружеского плеча. И Пахмутова была выразителем этой романтики, ее певцом. И честным притом!
Юность комсомола, темп пятилеток, величественная красота индустриализации, и тут же — трогательное братство стройотрядов, крепкая дружба и песни у костра.
И звучала та эпоха мощно, красиво и динамично. И если не была она правдивой и искренней до конца, то песни ее именно такими и были. И в этом парадокс и величие Пахмутовой – она создала бесспорные шедевры, на сомнительном историческом материале.
И тут они близки с Маяковским. Тому тоже удалось подобное. Но Маяковского давно нет, а Александра Николаевна прекрасно адаптировалась в новой реальности.
Один за одним идут ее концерты, творческие встречи, юбилеи, где она- как рыбка в воде. И нет недостатка в зрителях — слушателях, людях тех поколений, которые свою эпоху воспринимают, как песню Пахмутовой: родную и душевную.
Эпохе повезло с ее композитором. Пахмутова обессмертила ее.
Родилась в селе. И, как отмечают биографы, «с детства отличалась исключительной музыкальной одарённостью».
На своих первых детских фотографиях 30 – х годов она запечатлена играющей на фортепьяно. Вот так вот села в три года за рояль, и больше от него не отходила.
Свою первую мелодию создала в трёхлетнем возрасте. В пять лет сочинила фортепианную пьесу «Петухи поют».
Училась в музыкальной школе, была в эвакуации, закончила с отличием Консерваторию.
Как один из самых востребованных и популярных композиторов СССР отмечена множеством наград.
Она достойная продолжательница традиций советской песенной классики, связанной с именами Исаака Дунаевского, Марка Фрадкина, братьев Покрасс.
Рядом с ней — ее муж и соавтор Николай Добронравов. Поэт, достойный отдельного разговора. В паре они создали самые замечательные свои песни.
Именно на них раскрылись сполна великие голоса: Магомаев, Кобзон, Мулерман, Толкунова, Зыкина, Ободзинский…
Что я хочу сказать этим своим текстом? Свои слова благодарности и признательности Александре Николаевне Пахмутовой.
Когда я слышу ее песню, вновь и вновь ощущаю себя юным бойцом нашего студенческого стройотряда. И кажется, все еще впереди, все не зря. И может быть так, что человек — человеку друг и брат. И не черпаю я жадно половником похлебку со дна — пусть — что по гуще — останется другому.
И «Станет трудно тебе, ты ее позови, нашу песню Свободы, Добра и Любви…»
И зову, и она приходит, так необходимая мне теперь песня Александры Пахмутовой.
Александр Калуцкий