Алёна Кичичиди: живая планета на ладони

Posted by

Что нужно, чтобы круто изменить свою жизнь? Быть рисковым человеком? Несомненно. А еще необходимо четкое понимание, чего вы хотите.

Вот от этого и танцуйте. Определите, какое дело вам по душе и дерзайте. Глядишь, и у вас все получится, как у героини этого очерка Алены Кичичиди, девушки, не захотевшей жить по стандартам.

Алена талантлива во многом, но главный ее талант — это умение самой делать свою жизнь, уверенно творить ее, как режиссер киноленту или художник картину.

И сам этот процесс, честное слово, у Алены он уже талантлив .

Уютный особнячок на окраине Белгорода, в его цоколе – студия. Студия керамики Алены Кичичиди с чистым названием «Лён».

Место это необыкновенное хотя бы потому, что понятие «время» тут условно, летит незаметно. Вспоминаешь о нем лишь, когда покидаешь этот гостеприимный уголок. Бросаешь взгляд на циферблат и хватаешься за голову, кажется, что гостил минуты, а на самом деле промелькнули часы.

В студии хорошая, здоровая аура, там красиво. Там тепло от печи.

Да, да, от самой настоящей гончарной печи, хотя она и расквартирована в подсобке, на первый взгляд не видна, но ее присутствие интуичится уже с порога — на стеллажах изделия из керамики. А если они есть, по идее должна быть и печь.

И она тут, как тут, пусть пока небольшая, но с явным потенциалом роста!

Хотя «центр» студии, ее душа – это, конечно же, хозяйка Алена, та самая девушка, которая однажды изменила свою жизнь.

Как это было? Вот об этом наша история. История человека, бросившего вызов обстоятельствам и обретшего себя.

А уникальность данного сюжета в том, что наша героиня, очертя голову, ринулась в водоворот перемен не от плохой жизни, а… от хорошей.

У нее престижное образование юриста уголовной практики, семья, любящий муж. Была и хорошо оплачиваемая работа, — наша героиня доросла до

директора по персоналу и более 10 лет работала в разных сферах бизнеса, несколько лет успешно трудилась в Москве, где, как сама говорит, ее окружала великолепная компания, открывались перспективы роста и совершенствования в сфере управления персоналом и бизнес-тренингов.

 

Ну, что – то вот не устраивало красавицу Алену, голос какой-то таинственный звучал в ее душе, звал в неведомые дали.

— Проекты, авралы, сроки, мозговые штурмы, победы… — и ощущение такое, что я кладу свою жизнь на то, чтобы исполнить чужую мечту. Хорошую мечту, но чужую. И за всей этой бесконечной гонкой нет никакой возможности остановиться, вдохнуть и понять – а о чем мечтаю я? Кто я? Зачем? Чего хочу, — вспоминает Алена.

Глушила этот голос, он пробивался снова и снова, укорял, что жизнь пройдет, а она так и не найдет своего призвания.

«Призвание»! А в чем оно? Тогда Алена еще не понимала этого в полной мере, но она начала думать и искать. «Что я хочу, что я люблю»?

Она перепробовала множество занятий. Но ключ судьбы, уверенно выстукивал незамысловатой морзянкой: не то, не то, не то.

Грядущее не слало ей устойчивого сигнала.

Тем не менее, уволилась с работы и вернулась в родной Белгород, чтобы, как сама говорит, «подготовить плацдарм»:

— Ходила по городу, мне надо было все увидеть, потрогать руками. Я страшно соскучилась.

Ну, а потом все- таки случилось то, что неизменно случается на пути людей ищущих, настойчивых. Как-то она заглянула в магазин Борисовской керамики, окинула взглядом витрины, взяла в руки маленький не покрытый глазурью кувшинчик с полки, неликвид, ощутила его застывшую пластику, его тепло и поняла, «Вот оно, мое»!

Прошел долгожданный сигнал.

— Еду, а у меня в руках это тепло, пальцам не терпится, надо что-то делать, мять, лепить.

Она везла из того магазина три короба покупок, расставила их дома и «поняла, что я тоже так хочу»! Почувствовала, «что пропала» , и что офисный мир потерял ее теперь насовсем.

Так керамика вошла в ее жизнь. И, видимо, навсегда.

Алёна привлекательна внешне, у нее богатейший внутренний мир: она умеет писать стихи, музыку, песни. Могла стать психологом, писателем, творить целые миры.

В лабиринтах бетонного холода

Вольный ветер в антеннах распят

Тихим вызовом мертвому Городу

Одуванчик растет сквозь асфальт

Это стихи Алены Кичичиди. Стихи динамичные, образные, сильные! В студенческие годы даже создала группу, где была и автором, и солисткой. На кассетах хранятся эти редкие записи…

Ей понятен русский рок, она умеет играть на гитаре. Обожает бардовскую песню, поскольку сама пишет стихи, то текстовка для нее очень важна. В ее студии звучит этническая музыка народов мира.

Любит писателя Крапивина, говорит, что знает его «Голубятню» наизусть, в детстве зачитала эту книжку до дыр. А на мой вопрос: в чем для нее разница между «люблю» и «нравится», ответила удивительно:

«Нравится», это то, без чего прожить могу, а «люблю» — без чего жить не умею».

И вот отсюда — в какие-то «черепки»!

Впрочем, все не так просто.

Она с улыбкой вспоминает, как в детстве гостила у бабушки на хуторе Гремячий, что в Шебекинском районе. Это были счастливые дни, наполненные солнцем.

Там была и глина, и детвора с охотой лепила из нее посудку, игрушки, бусинки. Так что глина для нашей героини, это не просто материал, это воспоминания детства.

Жаль только, что тем игрушкам выпал недолгий век: глина была богата мелом и не подходила для гончарства — поделки детских рук не держали обжиг. И в этом еще одна разгадка стремления Алены к гончарному ремеслу.

Она, в лице новых своих произведений, словно спешит дообжечь те, что были в детстве. Поднять их из пыли, дать новую жизнь.

— Лепили — перелепили все эти чашечки, тарелочки,— смеётся Алена, и показывает руками, как это делали. А потом вздыхает, — жаль вот только, что трескались они еще при сушке.

Признаться и мне захотелось погреть в ладонях те первые ее гончарные творения, но, увы, безжалостно время, оно навеки скрыло их от людских глаз.

Хозяйка студии протягивает мне комок глины, пытливо следит, как я мну его, словно доверила мне величайшую ценность:

— Чувствуете? Она живая! – спрашивает Алена. И я действительно чувствую, как будто комок разогревается от моей разминки, становиться все мягче и пластичнее. И вот он уже готов для лепки, формовки, из него можно создать предмет, обжечь, и он уйдет века!

— А глины ведь тоже бывают разные, есть, например, глина тощая, бывает жирная, не на всякую глину сядет любая глазурь, тут тоже важно совпадение, — открывает тайны гончарного промысла Алена. И продолжает.- И при всем при этом, она – самый надежный материал. Кожа расползется, железо перержавеет, бумага превратится в труху, а керамика останется!

Глина, это история всей нашей планеты – извержения вулканов, динозавры, сдвиги пластов земной коры, все эти горные породы, которые стирались в пыль, все это глина! И, если вы хотите отправить отпечаток своего пальца потомкам, то нет надежнее способа, чем керамика.

Стекло, камень, дерево, глина – не так уж много живых вещей. В нашей современной жизни столько пластмассы, что вот это ощущение маленькой живой планеты в ладошке, это очень серьезно!

— А вы «автографы» часто оставляете на своих работах?

— Бывает,- улыбается хозяйка студии.— Пользуюсь, так сказать, служебным положением гончара, но без фанатизма. Тут и некая перекличка с моей первой профессией уголовного юриста — оставляю пальчики на донышках, на боках. Не могу удержаться от искушения. Ведь это так приятно!

— А вы – гончар?!

— Ой, тут целая история. Насмотрелась роликов в интернете — думала это так легко. Купила гончарный круг и давай крутить. Оказалось, не все так просто — летала глина у меня по всей квартире.

Были даже сомнения, а не подсунули ли мне бракованный круг?

Муж домой приезжает , а я в глине с головы до пят, кот в глине и в жилище хоть ремонт начинай. Ну, ремонт, не ремонт, а такую своеобразную пертрубацию пришлось проводить – вывозить старые вещи, бумаги.

И вот выдвигаю я какой-то ящик, мне на колени выпадает листок, знаете, такие в детском саду выдавали — обычный листик такой альбомный, сложенный пополам, там приклеена моя фотография, где я еще с хвостиками и надпись: «Аленочка, лепка- твое любимое занятие»! Это воспитательница написала.

Думаю, блин, ну где- же ты раньше был, лет 15 назад?!

Тренинги личностного роста, которыми я в свое время активно занималась, говорят, если ты хочешь понять себя, вспомни, чем любил заниматься в детстве, когда еще под стол пешком ходил. Мяч гонять, конструировать, лепить. В ребенке самое главное успеть схватить, что было вот тогда и запомнить.

-И что же вы отловили, в конце – концов, на своем гончарном кругу?

Алена вздыхает:

— Я себе бицепсы на этом знаете, какие накачала?!

А потом выставляет на стол чашку. Такую примитивненькую и невдаленькую, что хочется расплакаться. Но такую бесконечно дорогую, драгоценную, авторскую- и самую – самую первую в ряду шедевров Алены Кичичиди. Эта штучка дала им начало, она – ядро всего дела!

В мастерской можно проследить эту творческую эволюцию, когда — раз от раза — предметы становятся сложнее и совершеннее и являют собой целые ансамбли, где все взаимодействует, где все гармонично.

А отсутствие симметрии, это только в плюс. Это, то самое, когда «хочется сделать недостаточно ровно».

Помню на открытие студии приехали родители – поддержать. Мама ходит, посуду на стеллажах трогает и спрашивает: Дочь, все красиво, но ты ровные делать умеешь? Мама, говорю, ровные проще!

Ну, слава Богу ! —отвечает она.

Это показатель, что работа ручная, а, значит, настоящая, душевная, живая, потому что за руками мастера всегда есть душа.

Да, прошло время и уже в чутких ладонях и пальцах Алены глина послушно превращается в посуду, игрушки, сувениры и даже циферблаты настенных часов. Она может сделать из глины все, что из нее можно сделать: ту же посуду, украшения, предметы интерьера, изразцы и керамическую плитку. И зачастую в них этот узнаваемый авторский стиль – отсутствие четких симметрий.

— А как же промышленное производство? Ведь если наращивать объемы, без станков не обойдешься…

— Таких задач перед собой не ставлю.

Так ведь бизнес.

Я хочу создавать авторские работы. Если буду делать это честно и интересно, то, уверена, на них будут находиться покупатели. Но я не делаю под заказ, я делаю, то, что мне нравится.

— На этом этапе покупатели уже находятся?

— Да. Менталитет у людей меняется, особенно в крупных городах. Люди все больше уходят от штамповки, ищут уникальные вещи.

— И что, вот так вот просто посидели за гончарным кругом, и сразу – в Интернет, на площадки, на выставки – продажи?!

Оказалось не просто. Чтобы достичь высот и в этом деле, как и в любом другом, нужны знания и постоянное самосовершенствование, как в практике, так и в теории.

Здесь, в студии, целая подборка тематических учебников. На корешках фамилии именитых авторов – ученых. Алена настоящая поклонница некоторых, пытливо отслеживает выход их книг через Интернет.

Ездит и в Москву, встречается с мастерами или просто с людьми, которые в этом варятся, перенимает опыт.

Сальвадор Дали был уверен, что достичь высот в сюрреализме ему помогла классическая школа, которую он постиг. Без умения писать портреты, нет художника.

Так и тут. «Не зная, не владея в совершенстве законами, по которым создается простая чашка, я не смогу создать шедевр», — считает Алена.

Выходит, к ассиметрии Алена Кичичиди пришла через симметрию, а потому ее ассиметрия умышленная, просчитанная и осознанная.

И на полках представлены уже не простые предметы обихода, а именно, произведения искусства!

Хотя сама Алена подчеркивает, что не разграничивает ремесло и искусство. Тот же художник, к примеру, обязан быть ремесленником: уметь загрунтовать холст, приготовить краски, создать подходящее освещение. Так что без одного не может быть другого.

А если гончар нарисовал на сосуде хотя бы простенький цветочек, он уже художник.

И без вдохновения тут никак не обойтись. Бывает состояние души, когда все «лепится и крутится», а бывает и наоборот.

Впрочем, студийцы на первых порах о таких тонких вещах задумываются мало, их волнует контакт с глиной, сам процесс, а что уж там получится, тут как Бог даст.

Хотя, если удачно выходит та же чашка или игрушка, с гордостью демонстрируют ее друзьям и близким: моя работа!

Ценится так же сама возможность не купить вещь в магазине, а сделать ее своими руками и подарить дорогому человеку.

И не зря аудитория этих самых студийцев — подопечных Алены — расширяется с каждым днем. Да и саму хозяйку влекут новые перспективы и площадки.

Все это хорошо, все это она возьмет с собой и двинется дальше.

И они, без сомнения будут и новые горизонты, и возможности, и дела.

Теперь она задумывается над тем, чтобы возродить промысел в Белгороде, создать сеть маленьких мастерских, обучить гончаров, дать ориентиры. От этого сплошная польза: занятость, здоровая конкуренция, единомышленники и соратники, сохранение и возрождение старых традиций, которые мы чуть не потеряли за последний век. Ну и продукция будет экологически чистой, любая мама не станет гадать, сколько химии в посуде, из которой ест кашку ее ребенок. Ведь, «для себя делаем»!

Алене Кичичиди все это по силам! Есть желание, знания, практический опыт «с ноля». Она молода, уверена в себе, ее глаза одухотворены, с нею хочется иметь дело. К тому же существует уверенность, что студийцы, через год- два, начнут открывать свои гончарки. Так что «Лён» — это еще и кузница кадров.

А вот как образно и душевно рассказывает о нашей героине ее подруга Светлана Кобитева, тоже очень талантливая, яркая девушка, автор блистательной прозы.

«Я горжусь Кичичиди Алёной. И считаю, что она достойна стать героиней книги. Только не знаю, на полке с какой тематикой она будет стоять. «Как изменить свою жизнь»,  «Поверь в мечту»…

Да, это может быть чудесный учебник, как из директора по персоналу стать мастером гончарных дел. Или найти другое дело своей жизни. Но все же, если б я была писателем, это книга была бы, прежде всего, о добре!

Я часто вспоминаю ночи в деревни у бабушки, когда мы сидели у костра, в котором обжигались первые ее бусины в консервных баночках и плошечки, такие трогательные и наивные. Обжигать приходилось по 5-7 часов, и это были часы, преисполненные вдохновленными рассказами об истории и гончарном искусстве. И мечты, мечты, мечты.

Мечты о том, как будет своя студия, как Алена будет учить людей. Учить творить добро. Ведь чашка, сделанная внуком в качестве подарка на День рождения дедушке — разве это не добро? Подсвечник для сестры, блюдо для мамы…

Но это будет потом, а тогда ещё были только ночь, костёр и мечты. И ведь она это сделала!

Сама, без чьей-либо помощи, без подсказок «бывалых» — она открыла свою гончарную студию.

Первый день. Сумасшедший. Разошлись гости. Я смотрю на неё, такую уставшую, что ели на ногах держится, но такую счастливую. Смотрю и думаю: я горжусь тобой, мой дружочек, горжусь и желаю добра.

И оно возвращается к ней сторицей. Я часто вижу её учеников, их искреннюю благодарность и любовь. Их восторг и умиротворение от работы. Их горящие глаза. Горжусь»!

Ну, а сейчас на занятия по керамике, которые ведет наша героиня, приходят пожилые, молодежь, и дети, дети, дети! Эти не просто лепят, через глину они постигают мир – приятный, пластичный, ласковый, послушный детским рукам.

— Алена, дети понятно более — менее, для них это игра. А взрослые что находят в занятиях?

— Да всю ту же радость творца! Господь ведь тоже творил из глины. Побыть хоть немножечко Богом, это же так интересно!

А иные так просто лечатся глиной.

По большому счету, тут все дети, от 5 до 80.

Да, да, уважаемые читатели, люди тут занимаются с удовольствием, улыбаются, а ребятня так вообще висит на Алене гроздьями.

Тут даже деловые контакты здесь происходят в теплой, душевной атмосфере.

Лепят, общаются, пьют чай с плюшками, дружат. И удивительны эти вечера в уютном цоколе, авторского особнячка в Белгороде, на улице Архиерейской!

— Вы говорите, люди еще иногда и лечатся?..

— Глина оттягивает негативную энергию. На мои мастер — классы даже практикующие психологи идут после трудового дня, сбрасывают негатив. Они за недели работы набираются чужими проблемами и тут просят: не надо никакой помощи и подсказки, а дай мне глину, круг включи и занимайся своими делами. И уходят с головой на полтора часа в глину.

Глинка она умница, не просто забирает негатив, но и нейтрализует его. Ее структура, как, например, структура воды, от отрицательных эмоций не меняется. Притом, что сам человек, почти физически чувствует, как стресс уходит.

За рубежом даже понятие такое есть «глинотерапия». У нас она не развита, но это очень здорово, я сейчас пытаюсь эту тему продвинуть.

Занимаются в студии и дети с особенностями развития. Существует мнение, что работа на гончарном круге помогает восстановиться и после инсульта. Это настолько шикарная тема, что находятся все больше людей, которым это нужно.

Глиняные таблички шумер, амфоры таинственной Киммерии, гончарные сосуды Золотого Хорезма… даже великий Вавилон дошел до нас своей вечной черепицей. Керамика, этот тот носитель, через который перекликались цивилизации, на котором росли культуры, и даже первые книги человечества, они были керамическими!

Разбросаны древние амфоры по дну океанов, и там, глубоко, в тиши дальних вод хранят свои секреты для пытливых исследователей Атлантиды, и эти ученые дайверы к ним непременно сойдут и поднимут волшебные черепки, и прочтут пророческие письмена.

А сегодня, именно сегодня, пожилой и опытный археолог, с обветренным лицом, в выгоревшей до бела брезентовой шляпе, специалист по Месопотамии, прошел сквозь толщу песка и грунта, и вот, в тени раскопок, в придверке древнего храма, нащупал керамическую пластину, бережно очистил ее кисточкой, и она открыла свою тайну — четкую клинопись, отозвалась замысловатым языком Шумера, которому еще предстоит найти своего толкователя…

У дверей студии «Лён» уже в нетерпении толпились гости – студийцы, а я все смотрел на стеллажи, на стены и думал, о чем же все — таки эта история?

Мое внимание привлекли грамоты в рамках в дальнем углу. Видно, что хозяйка не выставляет их напоказ, они становятся видимыми лишь, когда освоишься, пообвыкнешься, присмотришься.

Подхожу, навожу фокус. Это благодарности студии от детских медицинских учреждений, за благотворительность, за участие в лечении тяжелобольных детей.

Да, друзья мои, выходит, эта история все — таки про настоящее искусство. Ведь нравственность, это один из главных его показателей.

Чехов написал как-то, что судьба человека не зависит от его поступков.

Выходит, мы можем поспорить с классиком – зависит!

Ну, чтобы изменить судьбу, надо быть Аленой Кичичиди.

Артем Стужин

Ознакомиться с работой Гончарной студии «ЛЁН» можно в социальных сетях

ВК: Гончарная студия «ЛЁН»

Инстаграм: len_goncharka

Можно записаться на занятия по телефону 8-980-528-89-60

А можно просто прийти в гости пообщаться и попить вкусного чаю по адресу: Белгород, ул. Архиерейская, 18

34 комментария

  1. аюшки! а это все в Белгороде?)))))))))))))))))))))

  2. Вот и я также был бригадиром, ремонтировали квартиры. а с 05 занялся каминами, сейч считай специалист, курсы покамест не веду, но я хозяин себе сам/

  3. Считал почему-то, что гончар мужская профессия. Алёнушка громит стереотипы!

  4. Не каждый через характер может переступить. Иной знает, в чем призвание, а занимается не своим делом всю жизнь, и не решается на перемены.

  5. Очень радуюсь за таких девочек, сама-то уж не решусь вахту свою бросить.
    Наталья Максимовна, 47 лет

  6. Симпатичные плошечки! Работа Алёны надо полагать)))))))))))))))))))))))))

  7. Сдается мне, что тут рассказано больше, чем просто о керамике………………

  8. судя по алене, она не жаллеет о выборе

  9. Друзья мои, тут целая философия Творца и Судьбы! Пример очень показательный. Творец, т. е. Алена Кичичиди показан в такой стереопроекции, она и гончарку творит и свою судьбу. И глина тут — точка контакта двух пересекающихся линий, или плоскостей.
    Такие люди неизменно привлекают внимание. А пожелать — только дальнейших успехов и мирного огня в гончарной печи!

  10. Билинушкой желанной веет! Полынью степей, огнями на курганах.

  11. что в пламени теме моем? а в нем волшебной амфоры объем!
    Браворешившимсяирешающимся!

  12. Героиня — умная девушка! Она реабилитировала слабый пол, показала, что он(зачастую в отличие от сильного), способен на поступки

  13. в глиняных кувшинчиках ай да как хорошо молочко да сметанка хранится

  14. Ребята хорошо та как! Давайте просто все жить дружно!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  15. Всегда важнейший элемент люди. С которыми имеешь дело.

  16. Глинотерапия известна с древнейших времен, даже в Римских легионах воинов психологически разгружали гончарными занятиями, а там не дураки были, вообще, как оказывается, человечество многое полезное забывает, а со временем вновь возвращается к забытому, так как испытано веками.

  17. где огонь и глина, там воздух и вода, там и ищите Истину))

  18. Вдохнула! Спасибо!!!)))))))))))))))))))))))))))))))))

  19. Если не знаете в чем призвание ваше и где искать себя — спросите у друзей. у настоящих друзей верный глаз, оно вас видят как бы со стороны и кое — что подмечают. А у родных спрашивать бесполезно. Уж они то знают, как надо. Правда, в этом своем убеждении они, почему-то, мало считаются с вами.

  20. Для счастья надо немного, лишь вера в себя!

  21. У меня похожая история была. Только сменил я профессию от того, что работу потерял. Вот тогда и призадумался, что делать? Вот так и вспомнил, что в армии хлебопеком был и мне нравилось это дело.
    Теперь у меня пекарня.

  22. Остановись мгновенье ты прекрасно! Красивая женщина, гончарный круг, огонь в печи — классная картина, как ты мне мила!!!!!

  23. Жива Россия коли пышет пламя в печи гончарной!

  24. не пойми почему,,а получил удовольствие от всей этой истории))

  25. Ах ты боже мой! Прочла и…мне кажется, Алена даже цветы из керамики сможет создавать! А часы…это же какая-то уникальность в сам деле.)

  26. Алена — красавица, спортсменка, комсомолка, наконец — она просто умница!

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *