Россия стремительно теряет свою интеллектуальную элиту, свой золотой интеллектуальный фонд. Из страны уезжают ученые, художники, врачи, педагоги.
Среди них Анатолий Александрович Гин, один из мастеров ТРИЗ, ученый, видный теоретик и практик образования, который вложил в российскую науку не только знания и опыт, но и свое сердце.
Предлагаем вашему вниманию интервью, которое Анатолий Гин дал казахскому журналу «Педагогический диалог».
Почитайте, подумайте. Вы поймете кого и что мы теряем.
Интервью для журнала «Педагогический диалог»
Анатолий Александрович, Ваше имя широко известно в Казахстане. Ваши взгляды на преподавание представляют большой интерес для педагогов. Вы часто рассказываете о необходимости поддерживать живой интерес к учёбе, развивать в ребёнке креативность. Можете коротко остановиться на ключевых идеях?
— Первое, это идея самого высокого уровня, надсистемная. Сегодня в мире, в который активно внедряется искусственный интеллект, человеку остаётся творчество и взаимодействие с другим человеком. Это два аспекта, откуда искусственный интеллект не сможет вытеснить человека. Креативность и эмоциональный интеллект. Умение понимать других людей — это то, что будет востребовано в любой обозримый период времени.
— Второе, креативность – это навык, который можно и нужно развивать, это привычки мышления. Например, привычка задавать себе вопрос «почему», привычка задавать себе вопрос «зачем» и другие привычки. Этому можно научить так же, как можно научить любым другим привычкам. Их нужно прививать в школе, потому что они сегодня настолько же важны, а может, даже важнее таких навыков, как чтение и письмо.
— Третье – это формирование целостности мышления. Та система образования, что представлена сегодня как основная во всём мире, была сформирована в индустриальную эпоху. И перейти из индустриальной школы в современную школу трудно, это во многом болезненный процесс, но необходимый. Большинство школ целенаправленно не занимается именно развитием ума и креативности. Попытки этого перехода не всегда бывают удачными, так как накоплена внушительная инерция мышления у основной массы учителей (склонность к сохранению уже имеющихся представлений, нежелание их пересмотреть.) Учителю трудно от этого избавиться, а не изменив себя, сложно учить детей.
— Назовите, пожалуйста, пять основных навыков, которыми должен обладать учитель, работающий над развитием креативного мышления у детей.
— Первый навык – это уметь задавать вопросы самому себе.
— Второй навык, — это не бояться открытых вопросов от учеников. Не нужно остро реагировать, если учителю не удалось ответить на вопрос ученика. Напротив, учителю следует поблагодарить ученика, записать этот вопрос и побудить самих учеников найти на него ответ с обязательным указанием источника. Ещё лучше, если на вопрос нет ответа. Сегодня важно, чтобы ребёнок рос с пониманием того, что не на все вопросы есть ответы. Тогда у него остаётся любознательность, понимание того, что он сам может искать и формулировать ответы. Иначе у ребёнка создаётся впечатление, что на все вопросы есть ответы и остаётся только их выучить. Это неправда.
— Третий навык заключается в любознательности и эрудированности. Именно желание узнать как можно больше способствует правильному восприятию мира, развитию креативности и логического мышления. В процессе освоения мира ребёнок учится узнавать, к чему приведёт то или иное действие. Различные изобретения и приспособления появляются в результате проявления здорового любопытства. Очень важно правильно развивать заинтересованность в получении новых знаний и опыта.
Сегодня, на мой взгляд, учителю необходимо быть эрудированным, знать многое, хотя бы для общего представления. Бывает так, что учитель географии знает только географию; учитель физики знает только физику. И это большая беда. Ранее я проводил интервью с учениками и выявлял их стереотипы мышления. И вот один из них ответил: «Кто такой учитель? Почему я его должен уважать? Учитель – это человек, который наизусть выучил этот учебник. У него есть книга с ответами, у меня книга без ответов. Вот, собственно, и разница. Он её выучил за пять лет. И за что его уважать?» Это реальный результат интервьюирования учеников. Поэтому, конечно же, учитель должен знать гораздо больше.
— Четвертый навык – это знание субкультуры детей, с которыми работаешь. Раньше не было такого разрыва между подростковой и взрослой культурой, которая есть сейчас. Это важный аспект, и учителю необходимо знать их особенности, чтобы понимать, чем они сейчас увлечены, и беседовать с ними.
— И пятый навык, который нужен любому педагогу, это навык общения с не такими, как ты. Дети очень разные. Важно не раздражаться и уметь выслушать каждого ученика, у которого совершенно другое понимание. Это высокая профессиональная компетенция учителя.
— Что делать, если ребёнок учится без удовольствия? Где границы между «надо» и «хочу»?
В ТРИЗ-педагогике есть ряд основных принципов, которые педагогам помогают, если педагоги их знают и применяют. И один из этих принципов – принцип субъектности образования. Каждый ребёнок является не объектом, который мы должны наполнить знаниями, а субъектом, то есть человеком со своими интересами, своим пониманием жизни и т.д.
Следующий принцип заключается в ответственности за обучение. Мы, учителя, не можем ничему научить. Мы можем только создать необходимые условия, при которых ученики могут научиться, если захотят. А дальше это их выбор.
Если бы я проектировал процесс образования на уровне школы, то работал бы над повышением осознанности ученика. Сегодня ТРИЗ-педагогика ставит своей целью развитие креативного мышления, и основным инструментом являются открытые задачи. Главное их отличие – для решения таких задач нужно ДУМАТЬ, а не просто выполнять действия по образцу. А ещё такие задачи, как правило, имеют множество возможных решений.
Также важен принцип целостности восприятия мира. Целостность включает в себя не только межпредметные связи, но и гораздо более сложные вещи, например единство процесса и результата, и даже предмета. Всё это необходимо рассматривать в единстве.
— Чем Вы можете объяснить такой возрастающий интерес к развитию креативного мышления. Сейчас на рынке труда востребованы те специалисты, у которых очень хорошо развиты именно креативные навыки. С чем это связано?
— Сегодня все простые операции выполняются компьютером лучше, чем человеком. И нужны не те люди, которые считают, а те, которые умеют ввести в компьютер и вывести из него информацию. А для этого необходима креативность. Нужно учить не подставлять цифры в формулу и считать, а использовать примеры из жизненных ситуаций, которые мы называем оценочными задачами. Вот простейшая задача для маленьких детей: находясь на 40-м этаже Бурдж-Халифы, отключается лифт, а у тебя назначена встреча внизу. Сколько времени понадобится, чтобы спуститься? А вот пример сложной задачи: может ли чемпион мира по бегу пробежаться по воде. И нужен ответ не «да/нет/я так думаю», а расчёт. И если ответа нет, то с какой скоростью должен был бы бежать человек, чтобы он смог бежать по воде? Подобные задачи мы решаем с учениками. Настоящее критическое мышление без креативности невозможно.
— Что бы Вы пожелали нашим читателям?
— Дорогие мои друзья! Нет никакой более важной деятельности сегодня, чем деятельность в сфере образования. От нас очень многое зависит, несмотря на то, что техника и технология очень сильно меняют мир. Ведь итог всего зависит от образования. В этом плане есть вещи, которые важнее креативности. На мой взгляд, это твёрдый жизненный стержень человека, который умеет быть благодарным.
А сколько ведь людей искалечила морально наша тупая система образования)))
Эээх, дорогие мои.Вы в серьез думаете, что комуй — то тут есть дело до медицины или образования? Да они все на западе лечутся, да там же и учатся. Пропали мы браццы вот что я вам скажу..
Люди,,что мы творим?!!!!!)
Учитель — самая главная профессия. Вспоминаю свою Марию Егоровну Бондареву, учительницу начальных классов. Она жила лишь ради детей, своих учеников. Сколько всего о мире и жизни узнали мы с ней.
Великая женщина в своей простоте, мудрости, приверженности профессии. Катастрофически не хватает стране педагогов с моральными принципами, с пониманием своего дела, с любовью к детям. Умное интервью. Именно такой педагог в нем и виден. Спасибо.
Совершенно верно расставлены акценты.
Бывают интервью очень личностные, которые максимально раскрывают даже не тему, о которой говорит человек, а самого человека.
На мой взгляд , мы имеем дело именно с такой беседой.
Ее лейтмотив — замечательное неравнодушие Анатолия Александровича. Стремясь понятно донести до нас свой взгляд на образование, он говорит главное — диалог с детьми — это тончайшая сфера, ее надо не просто понимать, а чувствовать, ощущать. Вот он чувствует. Бесконечно жаль, что такие люди, такие специалисты покидают Россию.
Хм…Максим Петрович так написал, что и добавить нечего