Анатолий ГИН: «Нет более важной деятельности сегодня, чем образование»

Автор

Россия стремительно теряет свою интеллектуальную элиту, свой золотой интеллектуальный фонд. Из страны уезжают ученые, художники, врачи, педагоги.

Среди них Анатолий Александрович Гин, один из мастеров ТРИЗ, ученый, видный теоретик и практик образования, который вложил в российскую науку не только знания и опыт, но и свое сердце.

Предлагаем вашему вниманию интервью, которое Анатолий Гин дал казахскому журналу «Педагогический диалог».

Почитайте, подумайте. Вы поймете кого и что мы теряем.

Интервью для журнала «Педагогический диалог» 

Анатолий Александрович, Ваше имя широко известно в Казахстане. Ваши взгляды на преподавание представляют большой интерес для педагогов. Вы часто рассказываете о необходимости поддерживать живой интерес к учёбе, развивать в ребёнке креативность. Можете коротко остановиться на ключевых идеях?

— Первое, это идея самого высокого уровня, надсистемная. Сегодня в мире, в который активно внедряется искусственный интеллект, человеку остаётся творчество и взаимодействие с другим человеком. Это два аспекта, откуда искусственный интеллект не сможет вытеснить человека. Креативность и эмоциональный интеллект. Умение понимать других людей — это то, что будет востребовано в любой обозримый период времени. 

— Второе, креативность – это навык, который можно и нужно развивать, это привычки мышления. Например, привычка задавать себе вопрос «почему», привычка задавать себе вопрос «зачем» и другие привычки. Этому можно научить так же, как можно научить любым другим привычкам. Их нужно прививать в школе, потому что они сегодня настолько же важны, а может, даже важнее таких навыков, как чтение и письмо.

— Третье – это формирование целостности мышления. Та система образования, что представлена сегодня как основная во всём мире, была сформирована в индустриальную эпоху. И перейти из индустриальной школы в современную школу трудно, это во многом болезненный процесс, но необходимый. Большинство школ целенаправленно не занимается именно развитием ума и креативности. Попытки этого перехода не всегда бывают удачными, так как накоплена внушительная инерция мышления у основной массы учителей (склонность к сохранению уже имеющихся представлений, нежелание их пересмотреть.) Учителю трудно от этого избавиться, а не изменив себя, сложно учить детей.

— Назовите, пожалуйста, пять основных навыков, которыми должен обладать учитель, работающий над развитием креативного мышления у детей.

— Первый навык – это уметь задавать вопросы самому себе.

— Второй навык, — это не бояться открытых вопросов от учеников. Не нужно остро реагировать, если учителю не удалось ответить на вопрос ученика. Напротив, учителю следует поблагодарить ученика, записать этот вопрос и побудить самих учеников найти на него ответ с обязательным указанием источника. Ещё лучше, если на вопрос нет ответа. Сегодня важно, чтобы ребёнок рос с пониманием того, что не на все вопросы есть ответы. Тогда у него остаётся любознательность, понимание того, что он сам может искать и формулировать ответы. Иначе у ребёнка создаётся впечатление, что на все вопросы есть ответы и остаётся только их выучить. Это неправда.

— Третий навык заключается в любознательности и эрудированности. Именно желание узнать как можно больше способствует правильному восприятию мира, развитию креативности и логического мышления. В процессе освоения мира ребёнок учится узнавать, к чему приведёт то или иное действие. Различные изобретения и приспособления появляются в результате проявления здорового любопытства. Очень важно правильно развивать заинтересованность в получении новых знаний и опыта. 

Сегодня, на мой взгляд, учителю необходимо быть эрудированным, знать многое, хотя бы для общего представления. Бывает так, что учитель географии знает только географию; учитель физики знает только физику. И это большая беда. Ранее я проводил интервью с учениками и выявлял их стереотипы мышления. И вот один из них ответил: «Кто такой учитель? Почему я его должен уважать? Учитель – это человек, который наизусть выучил этот учебник. У него есть книга с ответами, у меня книга без ответов. Вот, собственно, и разница. Он её выучил за пять лет. И за что его уважать?» Это реальный результат интервьюирования учеников. Поэтому, конечно же, учитель должен знать гораздо больше.

— Четвертый навык – это знание субкультуры детей, с которыми работаешь. Раньше не было такого разрыва между подростковой и взрослой культурой, которая есть сейчас. Это важный аспект, и учителю необходимо знать их особенности, чтобы понимать, чем они сейчас увлечены, и беседовать с ними.

— И пятый навык, который нужен любому педагогу, это навык общения с не такими, как ты. Дети очень разные. Важно не раздражаться и уметь выслушать каждого ученика, у которого совершенно другое понимание. Это высокая профессиональная компетенция учителя.

— Что делать, если ребёнок учится без удовольствия? Где границы между «надо» и «хочу»?

В ТРИЗ-педагогике есть ряд основных принципов, которые педагогам помогают, если педагоги их знают и применяют. И один из этих принципов – принцип субъектности образования. Каждый ребёнок является не объектом, который мы должны наполнить знаниями, а субъектом, то есть человеком со своими интересами, своим пониманием жизни и т.д.

Следующий принцип заключается в ответственности за обучение. Мы, учителя, не можем ничему научить. Мы можем только создать необходимые условия, при которых ученики могут научиться, если захотят. А дальше это их выбор. 

Если бы я проектировал процесс образования на уровне школы, то работал бы над повышением осознанности ученика. Сегодня ТРИЗ-педагогика ставит своей целью развитие креативного мышления, и основным инструментом являются открытые задачи. Главное их отличие – для решения таких задач нужно ДУМАТЬ, а не просто выполнять действия по образцу. А ещё такие задачи, как правило, имеют множество возможных решений.

Также важен принцип целостности восприятия мира. Целостность включает в себя не только межпредметные связи, но и гораздо более сложные вещи, например единство процесса и результата, и даже предмета. Всё это необходимо рассматривать в единстве.

— Чем Вы можете объяснить такой возрастающий интерес к развитию креативного мышления. Сейчас на рынке труда востребованы те специалисты, у которых очень хорошо развиты именно креативные навыки. С чем это связано?

— Сегодня все простые операции выполняются компьютером лучше, чем человеком. И нужны не те люди, которые считают, а те, которые умеют ввести в компьютер и вывести из него информацию. А для этого необходима креативность. Нужно учить не подставлять цифры в формулу и считать, а использовать примеры из жизненных ситуаций, которые мы называем оценочными задачами. Вот простейшая задача для маленьких детей: находясь на 40-м этаже Бурдж-Халифы, отключается лифт, а у тебя назначена встреча внизу. Сколько времени понадобится, чтобы спуститься? А вот пример сложной задачи: может ли чемпион мира по бегу пробежаться по воде. И нужен ответ не «да/нет/я так думаю», а расчёт. И если ответа нет, то с какой скоростью должен был бы бежать человек, чтобы он смог бежать по воде? Подобные задачи мы решаем с учениками. Настоящее критическое мышление без креативности невозможно.

— Что бы Вы пожелали нашим читателям?

— Дорогие мои друзья! Нет никакой более важной деятельности сегодня, чем деятельность в сфере образования. От нас очень многое зависит, несмотря на то, что техника и технология очень сильно меняют мир. Ведь итог всего зависит от образования. В этом плане есть вещи, которые важнее креативности. На мой взгляд, это твёрдый жизненный стержень человека, который умеет быть благодарным.

(Visited 339 times, 1 visits today)


 

7 комментариев

  1. А сколько ведь людей искалечила морально наша тупая система образования)))

  2. Эээх, дорогие мои.Вы в серьез думаете, что комуй — то тут есть дело до медицины или образования? Да они все на западе лечутся, да там же и учатся. Пропали мы браццы вот что я вам скажу..

  3. Учитель — самая главная профессия. Вспоминаю свою Марию Егоровну Бондареву, учительницу начальных классов. Она жила лишь ради детей, своих учеников. Сколько всего о мире и жизни узнали мы с ней.
    Великая женщина в своей простоте, мудрости, приверженности профессии. Катастрофически не хватает стране педагогов с моральными принципами, с пониманием своего дела, с любовью к детям. Умное интервью. Именно такой педагог в нем и виден. Спасибо.

  4. Совершенно верно расставлены акценты.

  5. Бывают интервью очень личностные, которые максимально раскрывают даже не тему, о которой говорит человек, а самого человека.
    На мой взгляд , мы имеем дело именно с такой беседой.
    Ее лейтмотив — замечательное неравнодушие Анатолия Александровича. Стремясь понятно донести до нас свой взгляд на образование, он говорит главное — диалог с детьми — это тончайшая сфера, ее надо не просто понимать, а чувствовать, ощущать. Вот он чувствует. Бесконечно жаль, что такие люди, такие специалисты покидают Россию.

  6. Хм…Максим Петрович так написал, что и добавить нечего

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *