Домострой

Posted by

Уважаемые читатели! Мы продолжаем публиковать главы из книги Виктора Батурина, где он открывается, как блестящий историк, философ и писатель с колоссальной эрудицией.

Его книга — исследование будет интересна и простым, пытливым читателям, и ученым, как большой академический труд, где анализируются пути сохранения Русской цивилизации, как составной, уникальной части мировой.

         Создание «Домостроя»

Создание «Домостроя», авторство которого приписывают протопопу Сильвестру, относится к середине XVI века и является констатацией факта построения в Московской Руси православного государства. Начало этому домостроительству положил Св. равноапостольный Великий князь Киевский Владимир Креститель, после падения Киевской Руси под ударами монголов эту работу продолжили Св. благоверный Великий князь Александр Невский, Св. благоверный Сергий Радонежский, а закончил первый Государь всея Руси Иван III Васильевич, прозванный Грозным и Великим.

Уникальность Московского православного царства в его будущей всемирной (вселенской, католической) исторической миссии.

«Московская Русь специально не искала и не домогалась для себя никаких исключительных прав и лидирующих позиций в мировой истории. Никакой «империалистический соблазн», о чем сказано невероятно много, русское национальное сознание не определял и государственного устремления не формировал. Его в христианско-эсхатологической природе православного мировосприятия вообще не существовало. «Соблазн» проявиться значительно позже, уже при Петре I. Русь же не «перехватила» эстафету православной империи, а наследовала ее от погибшей Ромейской державы».

До Московского царства в мировой истории признавался только принцип силы и сильного, все знаменитые государственные образования и прежде всего империи создавались в результате войны и завоеваний. Самый классический пример создание империи Александра Македонского будущего Первого Рима. Первый Рим «изобретался» Александром Македонским как идеал мироустройства, и, нужно признать, Перворимская модель в XXI веке является доминирующей в мире. Основные домостроительные (экономические) стратагемы Первого Рима:

1) главенство единого для всех граждан Закона, Первый Рим считается «прародителем» римского права, восходящего к римским 12 таблицам. Сама традиция декларирования Закона, как «конституции» государства является «изобретением» евреев и по времени совпадает со строительством Второго Храма, формированием священником Ездрой Пятикнижия Моисея с второзаконием и реализации этих принципов Моисеева Закона при Создании Хасмонейского царства. Все конфликты евреев с мировыми империями: ассиро-вавилонской, мидо-персидской, греко-македонской и римской касались первой заповеди Моисеева Закона: «Я Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх., 20,2). У евреев Закон исходил от единого Бога, в империях от императора, в частности, в Первом Риме император считался божественным лицом, оскорбление величия «божественного императора» считалось особо тяжким преступлением Закона. Формально, начало иудейских войн, приведших к разрушению Второго Храма, ликвидации еврейской государственности и рассеиванию евреев, в т.ч. евреев-христиан, связано с нежеланием евреев отдать своему властителю-императору Первого Рима (тогда это был Нерон), положенные ему почести, за оскорбление Закон предписывал наказание, которое и последовало, так что со стороны Рима «ничего личного», все по Закону;

2) веротерпимость, никаких религиозных привилегий, фактическое отделение «церкви от государства», все привилегии по факту наличия статуса «римского гражданина», именно «римский гражданин» является представителем метрополии, прообразом нынешнего «золотого миллиарда» общества социальной демократии, эта парадигма возводила в статус Закона колониальный принцип формирования и существования Перворимской модели мироустройства.

Факт Рождества Христова и его Евангелие создали альтернативную Первому Риму модель Мироустройства – Второй Рим, где парадигмы домостроительства поменялись местами:

а). Вера в Иисуса Христа и его Евангелие, проповедование Евангелия всем еще не уверовавшим и не крестившимся в Иисуса Христа, ожидание второго Пришествия Спасителя, Конца Света и Страшного суда, подготовка к спасению своей души и тела как цель жизни конкретного человека и общества государства в целом;

б). Вторичность Закона и его временный характер, Закон нужен как продекларированные религиозным государством и обязательные для исполнения этические правила для до конца не уверовавших после проповеди Евангелия граждан (у ап. Павла описывается определение Закона как детоводителя-педагога к Христу (см. Гал. 3,24).

«Человек оправдывается не делами Закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Иисуса Христа, чтобы оправдаться, верою во Христа, а не делами Закона, ибо делами Закона не оправдывается никакая плоть» (Гал. 2,16).

Важно четко понимать, что для любого народа, «обдумывающего свое житье», существует выбор лишь из двух систем мироустройства: «Перворимской и Второримской, или Константинопольской». Перворимский вариант – мировая трансляция имперской мощи, организационной силы, цивилизационного устроения.

Константинопольская альтернатива – в первую очередь трансляция веры, это христианский призыв ко всему человечеству. Два святых императора – равноапостольный Константин Великий (Флавий Валерий Аврелий Константин I, 272-337 император с 306 г.) и благоверный Юстиниан Великий (Флавий Петр Савватий Юстиниан I, 483-565, император с 527 г.) выработали идеологические принципы существования христианской Восточной Римской империи, которая много столетий называлась «Империей ромеев», которую позже, уже после ее падения, произвольно окрестили «Византией».

Онтологически никакой третьей модели не существует, но наличествует множество симбиотических композиций, сочетающих в различных пропорциях признаки Перворимской и Второримской моделей.

Русская имперская комбинация вызревала, формировалась и развивалась под сенью константинопольского прообраза в русле теократической теории о государстве-церкви. Признаки христианкой империи в России можно разглядеть уже в XV веке, но фактом исторической действительности она становиться только в середине XVI века, когда царь Петр I (1672-1725, на престоле с 1682 г., первый император всероссийский с 1721 г.) начал переориентировать духовный строй империи с Рима Второго, христианского, на Рим Первый, языческий …».

Обе идеи построения идеальных всемирных государств-империй: Перворимская и Второримская, имеют греческие и иудейские корни. Греки и иудеи к моменту завоеваний Александра Македонского остались самыми древними и просвещенными народами Средиземноморья, шумеры, египтяне, хетты, ассирийцы, финикийцы ушли с исторической сцены, им на смену пришел новый, еще совсем молодой народ – персы.

Именно во времена эллинизма сформировался иудейский Закон: письменная (Пятикнижие Моисея) и, устная Тора.

Формирование иудейского Закона было вызвано объективной необходимостью, в связи с потерей евреями своей государственности, открытым оставался вопрос «сбережение иудейского народа» в условиях диаспоры. Не секрет, что евреи полностью были на стороне Александра Македонского, по сути его «пятой колонной», за свои заслуги евреи получили от греков значительные привилегии, были допущены наравне с греками к управлению на завоеванных территориях.

Именно в эллинистический период евреи становятся богатым народом и приобретают опыт торговли международного общения. Самые многочисленные еврейские общины были в самых богатых городах эллинского мира: Александрии, Антиохии и Риме.

Евреи настолько окрепли как народ, что при попытке Антиоха и Епифана эллинизировать евреев насильно подняли восстание, которое привело к завоеванию евреями государственной и религиозной независимости. Этот период получил название Хасмонейского царства, по имени одного из предков Иуды Маккавея (братея Маккавеи предводители восстания против Антиоха Епифана).

Евреями в III веке до Рождества Христова была решена открытая изобретательская задача: сбережения народа в условиях потери государственности и территориального рассеивания по всему бассейну Средиземного моря. Суть еврейского изобретения – это синагога (с греч. «собрание»), место обязательных собраний по субботам всех евреев с целью просвещения, постоянные обновления «еврейского идеологического программного обеспечения» через чтение Моисеева Закона, а главное его толкование еврейской идеологической элитой – книжниками.

Евреи в эллинистический период. III век до Рождества Христова, пользуясь «режимом наибольшего благоприятствования», данным им греками-эллинами, осуществили огромную философскую работу, компиляцию мирового опыта домостроительства – экономики и создали (точнее – изобрели) общественно-религиозную систему, получившую название – «иудаизм».

Человечество с момента зарождения первых цивилизаций и изобретения письменности становиться на путь собирания опыта успешности или не успешности общественных конструкций обустройства жизни людей. Уже в середине II тысячелетия до Рождества Христова появляются письменные «Книга мертвых» в Египте и «Кодекс Хаммурапи» в Ассирии.

В I веке от Рождества Христова хранителями тысячелетней мудрости Средиземноморья остались евреи и греки, все остальные народы были молодыми этносами, а, следовательно, не просвещенными в вопросах государственного строительства на захваченных в результате войн огромных территориях (прежде всего это персы и римляне). Аналогичная ситуация сложилась в конце Х века на Руси, тогда молодой русский народ в лице Св. Владимира Крестителя принял Христианство в греческой традиции – Православие (более точный перевод с греческого – Правоверие).

Евреи окончательно потерпели свою государственность в 70 году от Рождества Христова после взятия римлянами Иерусалима и разрушения Второго храма, греки – эллины потеряли свою государственность еще ранее, в середине II века до Рождества Христова.

На момент разрушения Второго храма в иудаизме сформировались две традиции отношения к Закону: фарисейская и христианская, к III веку от Рождества Христова евреи выбрали фарисейскую традицию, был составлен письменный Талмуд, на основе которого стал возрождаться иудаизм. Христианство, первоначально зародившееся как иудеохристианство, было воспринято греками-эллианами как «венец» греческой культуры и философии и альтернатива Риму.

Со времени Рождества Христова Средиземноморье становится местом, где постоянно развивается библейская иудейская-эллинская традиция мироустройства. Греческое, римское, персидское язычество было полностью уничтожено христианством и исламом. Ислам дал второе дыхание еврейской религии, фарисейскому раввинистическому иудаизму. Да и само написание Корана, основы ислама, скорее всего не обошлось без евреев. К моменту начала проповеди Мохаммеда евреи были «загнаны в угол», их везде подвергали гонениям, и в Византии, и в Персии, они постоянно находились в движении, совершенно соответствует действительности, что в Медине, родине Мохаммеда, была большая еврейская община, понятно, что именно еврейская община была самой богатой, грамотной, образованной, а, значит, и самой влиятельной силой в этом городе. С кем общался Мохаммед, тогда занимавшейся торговлей? К кому за помощью мог обратиться после первой, неудачной проповеди в Мекке? Конечно к евреям, больше не к кому. Не секрет, что ислам, наиболее близкая к иудаизму религия, также не секрет, что многие евреи добровольно принимали ислам, самые известные мусульманские философы и ученые-евреи.

Именно в исламской среде, в Аравийском, Багдадском и, особенно, в Кордовском халифатах в X-XIII веках возродился практически уничтоженный иудаизм, из испанского Кордовского халифата евреи, благодаря своей образованности и просвещенности, опыту международного общения, своему богатству и искусству бизнеса, покорили западную, католическую Европу, именно из Испании пришло в Италию искусство торговли, возрождение и философия гуманизма, теперь возрождающийся Первый Рим стал иметь крепкие корни выходцев из Испании евреев-сефардов.

В 325 году победа христианства в Римской империи ознаменовала восстановление исторической справедливости. Возвращение народам Средиземноморья многотысячелетней исторической памяти, «константинопольская альтернатива» восстанавливала «связь времен», возвращала человеческой истории смысл земной жизни.

Римская империя или Первый Рим достиг своего могущества на рубеже I-II веков от Рождества Христова при императоре Трояне. Было создано «общество потребления», которое было настолько комфортно, что римская правящая элита всеми силами старается сохранить это состояние, «законсервировать» для римских граждан этот созданный «земной рай». Старые технологии «домостроительства», иудаизм и эллинизм, не «срабатывали», огромный рахRomana был многонациональным, миром «племен и языков»; и не терпел национализма, т.е. первенства одного народа.

«Даже иудаизм, при его принципиальной библейской универсальности, на практике оказался, отвергнув Христа, жалостно-замкнутым национализмом.

Только христианская Церковь, переросшая уровень двух миров – иудаизма и эллинизма, породила и осмыслила самую идею всеобщности вселенской, всемирности человеческой истории, сознательно оттолкнувшись от обветшалых национализмов. Провозгласила: нет ни эллина, ни иудея, но все и во всем Христос.

Константин потому и стал не ложно Великим, что эта идея пленила его, что, закладывая в основу перерождаемой империи новую религиозную душу, он творил историческое дело выше дела самого Августа. Рождалась подлинная вселенскость. Пусть не вечная по своей оболочке (все историческое преходяще и смертно), но пока предельная для земного человечества».

Империя ромеев Константина Великого, или Византия пала под натиском папского, католического Рима и, окончательно, под натиском ислама в лице Османской империи в 1453 году, в 1517 году Реформация нанесла смертельный удар католическому Риму и его символу – Римскому папе.

Именно на «переломе» эпох, на границе века XV – еще христианского и века XVI – уже века Лютера и Кальвина, века «иудеизации» христианства, в Европе, рождается русская государственность, как наследственное событие восприятия общечеловеческого цивилизационного опыта через экономико-политическую систему христианского Православия.

Рождение России как государства и ее более чем тысячелетняя история неотделима от Православия как государствообразующей Идеи, православной экономической политики выдающихся правителей Руси, первым из которых есть Св. равноапостольный Великий князь Владимир Креститель, прозванный Красным Солнышком, именно с ним связано Рождество Руси в 988 году.

Еще великий грек Парменно заметил, что мышление и бытие одно и тоже, соответственно, одно без другого невозможно.

Мышление – это мысли людей о своем бытии, издавна люди стали классифицировать свои мысли по отраслям знаний, появились словосочетания: философская мысль, научная мысль, мысль религиозная, мысль политическая …

Потребность обустройства «общественного бытия» востребует политическую мысль, помните: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет».

Политическая мысль проявляется, прежде всего, в экономических теориях и реализуется в конкретной форме человеческого общежития, чему предшествует общественное просвещение.

Первым бесспорным письменным источником, доказывающим существование и содержание самобытной русской политической мысли, как государственной доктрины, является «Слово о законе и благодати» (1040 год от Рождества Христова) киевского митрополита Иллариона во времена великого княжения Ярослава Мудрого, сына Св. Владимира Крестителя.

Высшей, максимально близкой к идеальной, формой человеческого общежития являются государство.

«Первая задача для всякой политической мысли – это создание основания самого государства. Государство по своей природе имеет надродовой и надплеменной характер. И род, и племя даны в то время, как народ и представляющее его государство заданы. Поэтому государство предприятие.  Первый предпринятый шаг для основания государства свидетельствует о предыдущей о том мысли. Первой русской политической мыслью была мысль о необходимости государственной власти, надродовой и надплеменной».

Создание государства из смеси родов и племен на конкретной территории – это классическая открытая и изобретательская задача, успех или неуспех в ее решении во многом, если не во всем, зависит от креативности и гениальности изобретателей-решателей, т.е. конкретных людей волею судьбы выбранных в изобретатели-решатели.

Аристотель в своей «Политике» классифицирует три типа таких изобретателей-решателей, а именно: политики, профаны (гр. «идиотон») и философы.

С политиков все начинается, именно политиков призывают люди, начиная движение к созданию своего государства, в этом смысл призвания славянами князей из норманнов-викингов, соответственно первые русские политики – это Рюрик, Вещий Олег, Св. Ольга, Св. Владимир-Креститель, Ярослав Мудрый и митрополит Илларион, и … Св. Фотий, Патриарх Константинопольский.

Считается, что «призвание варягов» относиться к 861 г. от Рождества Христова, так, во всяком случае, сообщает монах Нестор в «Повести временных лет», при этом это решение не всех славянских племен, а прежде всего северных славян, главным городом которых был Новгород.

 

Время «призвания варягов» — это время, когда трудами Св. Фотия и, конечно, избранных им святых Кирилла и Мефодия начинается просвещение южных славян. Безусловно, курс на просвещение через принятие православия явился ответной мерой Константинополя на насильственное крещение Карлом Великим в IX веке с благословения Рима северных германских племен, прежде всего саксов, именно этот факт объясняет популярность Реформации XVI века именно на севере Европы и в Англии.

Изобретательская идея Св. Фотия, блестяще реализованная святым Кириллом и Мефодием, состояла в идее просвещения славян на их родном языке и создания автокефальных православных церквей как основы новых государств, именно кириллица и перевод на ее основе на славянский язык текстов Священного Писания создал феномен Святой Руси, каркас русской государственности.

К сожалению, есть все основания полагать, что «призвание варягов» в Новгород есть акт антихристианский, в его основе — заинтересованность, «общее дело» славянских племен, подконтрольных торговому Новгороду, в защите от насильственного насаждения христианства, уже был пример кровавого и насильственного «крещения» саксов на севере Европы.

IX век от Рождества Христова начался с коронации в 800 году Карла Великого Римским папой и воссоздание Священной Римской империи – наследницы языческого Первого Рима, весь IX век – это век раскола Православия и фактического установления католичества в Западной Европе, символом этого раскола, официальной датой которого считается 1054 год, явился знаменитый спор Патриарха Константинопольского Св. Фотия и Римского папы Николая о «филиокве».

Есть очень достоверные летописные письменные источники, из которых следует, что в 861 году, году когда Рюрик начал княжить в Новгороде святые Кирилл и Мефодий, с благословения Св. Фотия совершили большие миссионерские путешествия в Хазарию, дойдя до низовий Волги, в истории этот факт описывается как первое крещение Руси  и связывается с первыми киевскими князьями Аскольдом и Диром. Образование знаменитых славянских, будущих русских, городов Новгорода, Полоцка, Киева, Смарой Ладоги неразрывно связано с Хазарским каганатом и его знаменитыми торговыми проектами «Великий шелковый путь» и «Путь из варягов в греки». Уникальность Хазарского каганата в его республиканской сущности, Хазария никогда не ставила своей целью создание государства как Дара Божьего (от слова «господство»).

«Республика появилась как суррогат власти, разрушающий Богоустановленное государство – семью и заменяющий ее сугубо человеческим устройством, основанным на принципе делового партнерства ради «Общего дела» (res publica), но исключающим более возвышенные отношения. На первом месте в республике стоят не справедливость, не любовь, а выгода. Не случайно в течение очень долгого времени термины «государство» и «республика» противопоставлялись друг другу».

Еще Платон и Аристотель описали свое видение идеального сообщества людей, исходя из двух противоположных сущностей. По Платону, люди объединяются по принципу мануфактуры в результате разделения труда, по Аристотелю, этот процесс есть энтелехия семьи.

И Новгород, и Киев создавались под торговый хазарский проект, Северные Новгородские земли были неиссякаемым источником пушнины, одним из главных экспортных товаров Хазарского каганата в Аравийский халифат и в Византию, в этом истоки Новгородской республики, как торгового «общего дела» новгородцев, символом которых стал легендарный былинный Садко.

Рюрик был призван Новгородом прежде всего, как военная сила, его военноначальник Вещий Олег огнем и мечом подчиняет все славянские племена вдоль течения Днепра Новгороду, восстанавливает везде и, конечно, в Крещенном Киеве язычество, доходит до Константинополя, к вратам которого приколачивает свой щит. Официальная русская историография почему-то считает главной целью военных походов Вещего Олега желание «отомстить неразумным хазарам» здравый смысл и исторические факты, говорят обратное, «неразумные хазары» были самой заинтересованной стороной в этом военном предприятии, варяги, во главе с Вещим Олегом, уничтожили усилия Болгарии и Венгрии, крещеные святыми Кириллом и Мефодием, по установлению контроля над днепровским торговым путем, его полностью опять стали контролировать хазары, не секрет, что Новгород и Киев платили хазарскому Кагану дань.

Через сто лет уже сами Рюриковичи в лице внука Рюрика Святослава разгромили Хазарский каганат, Болгарию, сын погибшего Святослава Владимир довершил дело отца, теперь славяне во главе с варягом Владимиром становятся главным торговым партнером Византии, получая свою долю прибыли-добычи.

Хазарская республика умерла, ее место заняла новая, молодая республика Рюриковичей, кто знает, может быть через сто лет ее место занял бы кто-то третий: булгары, венгры, половцы, не случись чудо: князь Владимир крестил своих завоеванных подданных, за что стал святым равноапостольным.

Можно только гадать о генезисе гениального решения Св. Владимира, что это, влияние его бабки Св. Ольги, конечно, она ему говорила о христианстве, но все равно непостижимо для разума откуда у человека, рожденного от рабыни, оказался дар гениального предвидения, ведь Крещение славян Св. Владимиром Крестителем – это Рождество государства, существующего уже более тысячи лет, нашей России.

А начиналось все как «бизнес» и образец был очень успешный и «зажиточный» — Хазарский каганат, там тюрки-мусульмане во главе с иудеями, как управляющий компанией, здесь славяне-язычники во главе с варягами-Рюриковичами.

Вся тысячелетняя история государства Российского – это история просвещения его народа, в смысле обретения истинного понимания своего государства как господарства, т.е. Дара Господа, неразрывно связанного с Евангелием Иисуса Христа и молитвой Господней: «… да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли…», далее в молитве Господней сформулирован принцип экономики-домостроительства: «… Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».

Первым понял из русских иллюзорность денежного, торгового богатства и невозможность построения на этой основе истинного государства Св. равноапостольный князь Владимир Креститель, прозванный в народе Красное Солнышко.

А до него эту истину письменно установил Св. блаженный Августин (умер в 430 г. от Рождества Христова): «При отсутствии справедливости, что такое, государство, как не простая разбойничья шайка… И они (разбойники) представляют собой общество людей, управляются начальствами, связаны обоюдным соглашением, делят добычу по установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей достигает таких размеров, что захватывает города и страны и подчиняет своей власти народ, тогда открыто получает название государства».

Русское государство изобреталось Св. князем Владимиром как христианское государство и в другом качестве существовать не может.

В основании Крещения Руси лежала политическая мысль Св. Владимира на создание христианского государства.

Любое изобретение и социальное в т.ч. постоянно подвергается изменениям в своем стремлении к объявленной изобретателем идеальности (идеальному конечному результату).

Творцами социальных изобретений, государственных в особенности, являются политики, их политическая мысль подчинена выбранным экономическим принципам и принимает форму истинного государства-господарства или псевдогосударства-республики.

Аристотель совершенно справедливо разделил политиков на три группы: непосредственно политиков, творцов первичной государственной идеи, профанов или идиотов и философов.

Любое изобретение мыслиться для исполнения конкретной цели, эта цель называется главной целью, главной целью создания русского православного государства, безусловно, являются идеалы Православия.

Когда изобретение начинают применять не по назначению, т.е. заставляют государственную систему выполнять не свойственную ей главную функцию, например, не верить в Бога, поменять Веру, строить коммунизм, то такое изобретение саморазрушается, т.е. замена в изобретении его главной функции на функцию латентную (не присущую системе, скрытую) приводит к уничтожению самой изобретенной системы.

В человеческих сообществах такие действия самоубийственные и единственная защита от государственного самоубийства – это образование — Просвещение народа в «истинном понимании этих слов». Образование – это образ Божий и «Просвещение» — это от корня «свет», и свет фаворский, тот Свет, который преобразил человеческую форму Иисуса Христа на горе Фавор, чему свидетелями были трое его учеников-апостолов: Петр, Иаков и Иоанн.

Лучше, а главное истинные политики земли Русской прекрасно понимали значение истинного образования и Просвещения для жизни русского государства, таковы Св. Владимир-Креститель, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Св. благоверный Александр Невский, митрополиты Руси Кирилл, Петр, Алексий, Св. Сергий Радонежский и многие, многие другие.

Именно непросвещенность, невежество приводит к появлению во власти профанов и идиотов – антиполитиков, очень опасных для государства, они способны довести народ в государстве до самоубийства.

Соответственно, политики – философы – это правители, настолько просвещенные, что способны восстановить в разрушенном профанами и идиотами и умирающем государстве «систему верований».

Православные образования, начало которому положили Св. Владимир и Ярослав Мудрый, вот уже тысячу лет спасает русское государство и его русский народ от самоубийства, в самый критический момент всегда находится русский правитель-философ, спасающий государство, в государстве начинается «генеральная уборка», зачистка от политических негодяев (профанов и идиотов от политики).

История России изобилует такими примерами: Владимир Мономах, давший решительный бой удельным междуусобицам, основой которых был торговый эгоизм, ограбление слабого сильным, Св. Андрей Боголюбский и создание нового центра русского образования – православной Владимиро-Суздальской Руси, как истинной хранительницы православной государственной истины, которой изменили торговые Новгород и Киев (это время стремительного обогащения союза, где Новгород был ключевым игроком), Св. Александр Невский.

Св. Александр Невский ключевая фигура в русской  истории уровня Св. Владимира-Крестителя – его философский политический выбор предвосхитил создание Третьего Рима в лице Московского царства.

Время Александра Невского – это время революционного изменения мира, дележа накопленных богатств Китайской и Византийской империей.

Это не первый передел мира, в истории уже были завоевания Александра Македонского, империя Августа, которую сменила Византия …, но нас интересует наше Отечество.

Православная Русь, центром которой являлось Владимиро-Суздальское княжество, весь XIII век находилось меж двух огней, справа великий Чингисхан, слева католический Рим.

«Св. Александр Невский спас Россию, и справа и слева, от самоубийства. Исходя из этого примера, даже можно предложить такой вариант определения политической мысли: это такая мысль, которая сохраняет свой народ от самоубийства и дает ему возможность дальнейшей исторической жизни. (Известный историк Гойнби высказывает предположение, что народы никогда не гибнут от внешней силы, но от внутренних причин. Другими словами, народы невозможно убить, если они сами не пойдут на самоубийство)».

Тысячелетний феномен русской государственности дает все основания утверждать, что в основе русской цивилизации лежит гениальное изобретение Св. Фотия и его соавторов святых Кирилла и Мефодия – кириллица, точнее метод просвещения основанных на создании этнических письменностей на кириллице. Теперь Евангелие – Благая весть, письменно проповеданная народам, прежде всего славянским, на родном языке становится логическим завершением Богопознания, следствием осознания людьми опыта своей прошлой культуры традиции.

Достоверный исторический факт – православная Христианская традиция, исходящая непосредственно к апостолам Иисуса Христа, неразрывно связана с кириллицей и, как следствие, с русским и родственным ему языками!

«Язык и религия – это два великих дара, из-за которых стоит бороться до истощения сил, и с изменой которым народ теряет свою самобытность и свое право на историческую роль».

Когда Христа распяли, то «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назареи, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски».

В XXI веке мы имеем самую древнюю человеческую цивилизацию – китайскую, с иероглифической письменностью и идеологией не конфуцианства, на основе конфуцианства и буддизма, это цивилизация включает в себя, кроме Китая, Японию, Корею, Вьетнам, цивилизацию латинскую с латинским алфавитом и идеологией католицизма и протестантизма или «иудеизированного» католицизма, в латинскую цивилизацию входит Западная Европа, Америка, Израиль, ядром этой цивилизации являются протестантские «иудеизированные» США, цивилизацию иранско-арабскую с иранским и арабским алфавитами, идеологией ислама и шиитской и суннитской традициях, цивилизацию русскую с кириллицей и идеологией Православия, являющейся прямой наследницей превохристианской, греко-византийской цивилизации, разгромленной латинской и арабской цивилизациями.

Все успехи России в государственном строительстве безусловно связаны с православным просвещенном на основе кириллицы и, наоборот, все неудачи связаны с отступлением от Православия и реформированием русского языка, с попытками стать частью протестантской латинской цивилизации.

Уникальным и только русским изобретением является система православного просвещения русского народа через создание крестьянского сословия.

Торгово-таможенная Киевская Русь, где Церковь находилась на иждивении великокняжеского рода, потерпела крах под ударами монголов, Киев после разорения его Батыем, так и не оправился, и навсегда потерял значение, как столица Руси.

Русь стала возрождаться как земледельческо-торговое православное государство, Русь из Гардарики – страны городов, становиться страной монастырей. Церковь уходит из городов,  созидает новую жизнь, основанную на духе, создается базис новой государственности, новой Византии, где вся жизнь человека «пропитана» православными истинами.

Монастыри становятся каркасом нового государства – России, ее пазлами, ее частичками общего тела, в прямом и переносном смысле, в озерных краях нарождается новая жизнь, просвещается и крепится местное население, теперь монастырь (читай Церковь) – ВСЕ – и защита, и опора, и истина, и надежда, и справедливый суд. Только при жизни прп. Сергия Радонежского появляется около 50-ти «сергиевых» монастырей – под Звенигородом, Коломной, Серпуховом, Боровском, Сименов и Андроников под Москвой, Кирилло-Белозерский … от них образованы десятки и десятки монастырей, и все это основано в местах пустынных и диких!!!

 

 

Фактическим создателем русского слова «крестьяне» стал один из первых московских святых – прп. Сергий Радонежский, именно при Сергии в его Троице начинают заниматься хлебопашеством, сначала поля обрабатываются монахами, затем и добровольно желающими поработать на монастырь.

Именно эти работники и стали называться первыми крестьянами, вероятнее всего, что соглашение о праве селиться и работать на земле монастырской было устным, залогом было целование креста, отсюда — «крестьяне».

С прп. Сергием связано и появление в русском языке слова «просвещение» или озарение человека «Фаворским светом».

Очень важно понимать, что создание государства Московской Руси – это не возрождение Киевской Руси, а строительство нового государства, тоже православного, но нового. Киевская Русь была разгромлена и де-факто перестала существовать еще при Св. Андрее Боголюбском, Батый уничтожил наследницу Киевской Руси – Русь Владимиро-Суздальскую.

Изобретение государства, московской монастырской Руси, безусловно связано с именем «игумена земли русской» прп. Сергия Радонежского и митрополита Московского Алексия, а в основе этого изобретения лежит учение Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского (1296-1359 гг.) о природе Фаворского света.

Интересная историческая закономерность, именно Фессалоники (по-славянски Солунь) стали местом откуда славяне получили первые уроки православного образования, уроженцы Солуни, Кирилл и Мефодий, изобрели на основе греческого алфавита кириллицу и перевели на славянский язык книги Священного Писания, начальное образование славян завершилось крещением Руси в 388 году от Рождества Христова.

Просвещение на Русь пришло тоже из Солуни, святитель Григорий Палама создал безукоризненное учение на основе текста Священного Писания о нетварности, т.е. нематериальности (современная наука исходит из предположения, что свет – это поток фотонов, а скорость света имеет предел) Фаворского света, того света, которым был освещен Иисус Христос на горе Фавор во время своего Преображения в присутствии трех будущих апостолов: Петра, Иакова и Иоанна.

В русском языке со времени своего появления слова «образование» и «просвещение» имели православную этимологию и связаны с важнейшими этапами русского государственного строительства (домостроя).

Первому этапу государственного строительства Руси присущи усилия – первых русских политиков-государственников в лице, прежде всего, великих князей Киевских, а потом Владимирских по образованию подданных, созданию из них православного народа, народа – носителя государственности на основе православных истин, используя образ Иисуса Христа, его Евангелие и пример земного служения Спасителя, как идеал для подражания.

Содержание и смысл политики образования на Руси, началом которой стало Крещение Руси, — это делание своей жизни по образу и подобию земного жития Иисуса Христа или обожение своей плоти, освобождение ее силой человеческого духа от бушующих в плоти страстей.

Эта доктрина православного образования была заимствована Рюриковичами из Константинополя, она была изобретена в конце IX века от Рождества Христова византийским монахом Симеоном, прозванным Новым Богословом (первым Богословом был Иоанн, апостол Христа, автор одного из Евангелий). Смысл учения Симеона Нового Богослова в том, «что человек не просто так создан Творцом одновременно и духовным, и плотским, а ради какой-то цели. Христос даже после того, как воскрес и готовился вознестись к Отцу, имел на себе плоть, хотя и изменившую свои свойства.

Поскольку он пришел, чтобы во всем показывать нам пример, то и наша плоть после Страшного Суда и всеобщего Воскресения, тоже преобразиться, и мы в этой новой, преображенной плоти будем пребывать вечно на новой земле и под новым небом.

… Отсюда ясно, что новую плоть, которую будем носить там, нам нужно подготавливать уже здесь. Следовательно, цель аскетизма – не умерщвление плоти,  ее обожание».

Программа образования в Киевской Руси преследовала цели, изложенные в своеобразной первой конституции Киевской Руси, «Слове о законе и благодати, первого митрополита киевского из русских Иллариона (около 1040 года), в этом документе была продекларирована от имени правящей политической элиты главная политическая мысль – цель: идея построения самобытного православного государства, но как части вселенского православного мира (еще не был оформлен официально христианский раскол 1054 года).

Именно для реализации целей построения самобытного русского государства, самобытного русского пазла православного христианского мира, усилиями Рюриковичей создается целая образовательная система: создаются законы, открываются школы, в Киеве открывается первый монастырь, будущая Киево-Печерская лавра, начинается летописная традиция, появляются библиотеки …

Возникают и противоречия.

Основное противоречие – это идеал Царства Божьего и стремление к этому идеалу через обожение плоти, но фактическая экономка иудейского, хазарского типа, где в основе накопления богатства — ростовщический капитал и торговля, как перепродажа товаров. Как следствие, противоречие между деклараций о построении государства в смысле «господства», т.е.  Дара Господа, где экономика основана на тексте Молитвы Господней, и республиканкой экономической политикой, идеальный конечный результат которой чисто денежный и озвученный еще пророком Моисеем для евреев: «… ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, и они над тобою не будут господствовать».

Именно, обострение этих противоречий привели к первому кризису русской государственности в период правления Владимира Мономаха. Владимир Мономах столкнулся с проблемой массовой продажи людей в рабство за долги как рецидив ростовщичества. Ослабление великокняжеской власти, усиление междуусобиц, агрессия со стороны кочевников-половцев – все это следствие «нового рабства». Владимир Мономах решительными, а главное компетентными законами против ростовщичества сумел разрешить кризис в Киевской Руси, но уже Андрей Боголюбский создает Владимиро-Суздальское великое княжество как альтернативу Киеву, который он попросту сжег.

Вместо Киевского великого княжения стало несколько великих княжений, теперь каждый великий князь, например, Рязанский, давал своим сыновьям уделы.

Именно очередное обострение прежних противоречий привело к завоеванию Руси, а точнее, конгломерата русских княжеств, постоянно спорящих и воюющих за контроль над торговыми путями. Все противоречия были разрешены Батыевым нашествием, теперь контроль над всеми мировыми торговыми путями стал принадлежать монголам, на русской части для этих целей была создана Золотая Орда.

Именно монгольские завоевания Русских княжеств стали катализатором нового просвещения Руси, символом этого просвещения безусловно является «игумен земли русской» Сергий Радонежский, теперь Русь становиться огромной, в течении XIV-XVI веков состоялся мировой феномен монастырской колонизации Руси.

Этот же период – это время католической колонизации, связанной с новым рабством и войнами на уничтожение инакомыслящих, символом этого уничтожения стала Папская инквизиция.

Именно с XIV-XVI веков начинается непримиримое противостояние двух мировоззрений: православного, символом которого стала Московская Русь и мирная монастырская колонизация мира на основе проповеди Евангелии Иисуса Христа и католического, символом которого стала Испания, а потом протестантского во главе с Англией, где народы силой приводились к повиновению, прикрываясь именем Господа Иисуса Христа.

Это противостояние продолжается и по сей день, и всегда отход России от Православия порождает на Руси кризисы государственности.

Одним из самых трагических последствий очередной «русской смуты» стал коммунистический эксперимент 1917-1991 годов.

SONY DSC

Виктор Батурин,

директор культурного фонда «Долги наши»

Продолжение следует

116 комментариев

  1. Отчего-то Домострой у нас принято считать чем-то архаичным и пережитком, а ведь это уклад, система, традиция! Она могла бы ведь нам воссоздать и реабилитировать семью во всем ее смысле и величии «Семь Я!», и демографию поднять, которая у нас троижды просела. Автору респект за то, что поднял эту столь неблагодарную сейчас тему. И- ждем продолжения

  2. Здравствуйте! Очень мне понравилась идея автора, что Россия создавалась не по принципу корпорации или шайки, но как государство подбожное, в поддержку Господа, Его опора, исповедующее Его идеалы. Может отсюда она, загадка русской души, которую никак не дано разгадать другим народам ?!

  3. «Домострой» — это не просто наставления христианину, или пособие по строительству семьи, но правило, по которому строится само Государство. Вот где основная мысль!

  4. Современное государство наше, через телевизор, бьет по Государству Православному. Метит по его устоям! Глядите по телевизору — конвейером сериалы, где дискредитируются идеалы семьи. Воруй, убивай, изменяй. Успех любого постороннего мужчины извлекает жену из семьи на раз.
    Вот у меня и в жизни так произошло- ушла к своему начальнику. От двух детей, от меня. Больно

  5. Как можно строить семью по правилам, где одной из главных добродетелей женщины считается ее умение молчать?! Как будто женщина, априори, не может сказать ничего умного. «Бойся царя», «почитай мужа»… Пока в главе до этого не дошло, но понятно же, куда дело клонится.
    И хотя текст написан талантливо и исключительно сильно, мне представляется, что сама скандальная тема «Домостроя» — это повод покрасоваться эрудицией и стилем, набрать политические очки. Сам же просвещенный, современный автор в жизни вряд ли придерживается этой системы.
    p/s Хороши же и наши мужички: все, как один, «согласны». Ну, еще бы!
    p/s 2 Вы еще эту книгу издайте. Будет вам бабий бунт, «бессмысленный и беспощадный»!!!

  6. Ага, страшно. Юбки встали в строй. Опасайтесь ветра

  7. Пипец, Домострой в СМИ потащили. Вы еще индульгенции начните продавать!!!

  8. Дожили, уже на самолеты девки полезли, вы бы лучше на мужиков лезли, толку больше бы было, пишут же, что демография просела.

  9. Друзья, зачем вы мыслите так узко? Автор говорит о Домострое, как об универсальной системе строительства семьи по православным правилам и канонам, а — через семью- и всего Государства. О Домострое, как национальной идее, как способе сохранения нашей России, которая создателями и не мыслилось иначе, как христианское государство: «Рождение России как государства и ее более чем тысячелетняя история неотделима от Православия как государствообразующей Идеи, православной экономической политики выдающихся правителей Руси, первым из которых есть Св. равноапостольный Великий князь Владимир Креститель, прозванный Красным Солнышком, именно с ним связано Рождество Руси в 988 году». Вот о чем речь!
    А вы все сводите к банальному узкому противопоставлению мужского женскому и наоборот. На самом деле «Домострой» — это свод правил и наставлений, дающий женщинам и мужчинам полноценные семьи, где муж и жена счастливы равноправно и полно в своем гармоничном Союзе! Наверное наши деды дураками были — создали Государство, давшее миру валюту — золотой рубль!!! Такие высоты доллару( бумажке, по выражению автора) и не снились.

  10. Нашем женщинам лишь бы к чему придраться бы. Что плохого, что муж верный и добыччик? За ним как за каменной стеной. Сами же об том мечтаете, а когда до дела, то в кусты. Свободы вам подавай, что тогда и страдаете, что мужчины пъют?

  11. Шутки- Шутками, а я только через Веру и вылез. Попал в засаду, да повстречался на моем пути отец Василий, он и вывел. Дай, Господи, и ему утешения всякого.

  12. Государство- не ясно мне, а семью мы потеряли точно. На один брак- два развода. Мать- одиночка у нас бедствие национальное! Впору наряду с памятником Матери- Родине монумент Матери — Одиночке ставить — это один из печальных символов современной России. Хвала автору, что бьет тревогу. И не только колокола будит, но и предлагает конкретные решения проблемы пути. СемьЯ, скрепленная Верой, мудрыми правилами, Венчанием, детьми многими прочнее гораздо, чем просто штампик, паспорт и дальнейшая свобода.
    Домострой- это Конституция семьи, семья — это маленькое государство. Никакое государство без Конституции не существует!

  13. Разлюбезный мой Максим, мне понятен ваш высокий пафос, но с кем же строить то самое государство — семью? Алё, оглядитесь вокруг! Что наши мужчины- или пьяницы, или тунеядцы, а если хоть за мизинчик ухватил удачу, так цены себе не сложит. И обязательно, заметьте, непременно — обязательно меняет жену на молоденькую профурсетку.
    Профурсетке тоже неплохо бы памятник воздвичь — это тоже наше национальное бедствие, как стратегическая ракета нацеленная на уничтожение законного брака.
    Где успешный муж, там уж в кустах и профурсетка — несет боевое дежурство. Можно, конечно, законную супругу загнать сводом правил и наставлений, но беда в том, что она и так под плинтусом, вместе с детьми.

  14. Ну припечатала Катька Максима! Не Екатерина, а Екатерина Великая! Расцветали яблони и груши, мать ее

  15. Она не Максима, а всех мужиков припечатала. А она ведь права во многом. Давай, Катюша, реактивными по ним!!!

  16. Чегой-то вы ребята кинулись памятники нашим проблемам ставить? Тогда и памятник алкоголизму надо в виде скульптурной композиции Утро в вытрезвителе с последующим приемом у нарколога перемещением под капельницу и кодировку под контролем жены.

  17. если нет семьи, о каком государстве может речь идти?

  18. У меня знакомый есть — мужичек 70 лет, до сих пор у нас на почте работает. В семье 8(!) детей!!! Младшенькому пять лет.
    Сам-то мужик неказистый, а детки один другого краше! Дочки — красавицы, сыночки — богатыри! Живут в городе, в квартире. Дома я не бывал у них конечно, но на фото видел, они любят всей семьей сниматься. Эти фото аж светиться! И женка сияет от удовольствия. Скажу вам, дорогие мои, это настоящее же и счастье!!!

  19. Чего вы травите девушку? Не по джентельменски это. Прислушайтесь лучше к критике, она конструктивна. А то — ширинка расстегнута, перегарище, хоть противогаз надевай, наработанный на деньгах, украденных из кошелька жены, а туда же — строить Православное государство!

  20. Автор остановился на Октябрьской революции. Вот она действительно все перепахала. Интересно, что у него будет дальше? Есть ведь мнение, что восстание народное поднялось в первую очередь против духовентсва

  21. …жить надо непременно хорошо, выбирая то, что сердцу мило…

  22. Виктор Николаевич, в ваших словах звучит тревога за судьбу России. Тревога — это фон всего вашего повествования. Но ведь Православие возрождается. Храмы ведут службу, реставрируются монастыри, духовенство получает куски госсобственности, Патриарх не сходит с экранов, а священник стал героем дня.
    Нет ли тут противоречия? Очень интересен ваш комментарий

  23. Автор — Владу Каменецкому:
    К сожалению, сейчас присутствуют все признаки скорого распада России, запад очень рационален и не хочет тратить деньги на «добивание» России, считая, что все произойдет само собой!!! Цель раздела России запад перед собою ставит с времен Ивана III, а после присоединения Сибири – эта цель стала постоянной!!! Смутное время мы с потерями, но устояли, сейчас третий натиск, у нас есть генетические проблемы, связанные с утерей традиций, прежде всего Православия, мы возрождаемся, а нас, чтобы удержать такую территорию должно быть 500 млн.!!! Что делать? Крепить ядерный щит, возвращать традиции и размножаться со страшной силой, не замыкаться в себе, торговать с миром даже себе в убыток, открытость будет удерживать людей от исхода… Выбрать себе мировую миссию — защита бедных и несправедливо обиженных, тренд на справедливость!!! Свободы мы наелись, она больше никому не нужна, спрос в мире на справедливость, этот флаг должна поднять Россия, через догматы Православия

  24. Уважаемые участники дискуссии, если вы интересуетесь темой, то должны понимать, что главы, написанные Автором, и опубликованные здесь — это части одного целого, а именно книги о Русской Цивилизации! Чтобы складывалась цельная картина, желательно читать все. То же касается и комментариев, во избежание повторов Автором ответов, необходимо читать все комментарии. Вы заставляете Автора говорить одно и то же!

  25. Ну ведь мужчина же полигамен по сути своей кобелиной! Ему во что бы то ни стало гарем надо выстроить. И никакими наставлениями не сдержешь его! Выходит, только для девушек Домострой и расписали.

  26. Василию Конопле:
    У меня история — точь в точь! Семья, шестеро детей, так он еще и хроменький. Как уж он там хромал, но нахромал шестерых. Вот уж не знаю, по Домострою ли они живут. Живут скромненько, видимо младшенькие одежонку старшеньких донашивают, может и рыбка у них замест мясца, а может и сухариком перебиваются. Но они счастливы! Он как-то заболел, так она чуть с ума не сошла.
    Вот это и есть счастье! Вот это он Домострой тот самый в действии!

  27. Браво, господа мужчины! Выстроили для себя Президентский клуб и общаетесь и уютно вам, и интересно, и тема ой какая славная! Вы бы еще бабочки нацепили к своим фракам. А что до «зачумленных» женщин ваших, так до них и дела нет. Вы хоть слышите голоса женщин, или лишь себя и слышите?!))))))))))))))))))))))))))))))))

  28. Ну вот, что я и говорила! Настоящий, блин, полковник!

  29. И все таки, в Православном государстве кто главнее или важнее: политик или священник? Сам же автор и пишет, что «с политики все начинается». Следовательно — политика выше религии. Может тогда «Домострой» следует рассматривать не как наставления христианину, но как нравоучения гражданину?

  30. Вопрос лишь терминологии,, в контексте авторской теории сути это не меняет.

  31. я вот все думаю, чего наши женщины так Домостроя-то боятся, а тут все просто — блудить он им не даст вот и все дела. хорошее это дело Домострой. основа основ

  32. Ну вот, славный ответ! Давно я его ждала и дождалась. А ничего другого я и не ожидала, уж извините за красоту слога!

  33. Очень уж горячую тему автор выбрал. Сморите, не обожгитесь! Домострой давно стал именем нарицательным!

  34. Перестаньте перетягивать канат с иллюзией равноправия, мужчины и женщины!!! Мы разные и не нужно мужчинам претендовать на женские права, а женщинам на мужские!!! Это глупо!!! Отдайте мужчинам мужское, а женщинам женское!!! Да, женщина и в 35 лет должна рожать и эти права нельзя отложить!!! За то потом женщина получает кучу привилегий, она свободна, может делать карьеру, заниматься политикой… А вот мужчина, при 5-7 детках, всю жизнь будет в услужении своей Женщины!!! Вот и вся мораль Домостроя!!! Домострой – это хозяйственная, экономическая модель, прежде всего микроэкономика, на базе которой изобретается и реализуется макроэкономическая государственная доктрина!!! Женщины — рожайте своим мужчинам кучу детей, получайте прекрасное образование и готовьте себя к основной жизни после 35!!!

  35. Ах, Виктор Николаевич, и хитрец же вы! Может оно от 7 детей и не сбежит, а если оно при этом «руки- крюки», да вечно под мухой- вот баба и в кабале: 7 детей, а он — восьмой. Домострой, называется, сделал свое дело! Хорошо вы- человек успешный сумели дать своим женам достойную жизнь. А если оно никуда не годное?! И как гладко, да красиво стелите- «при Домострое все полноправно счастливы», а на деле охмуряете, да заманиваете…

  36. Вот точно, гладко было на бумаге…

  37. Сестры мои дорогие, чего же вы взволновались-то так? Вы жили при Домострое? Да вы хотя бы читали его?!! Или сейчас вы счастливы необыкновенно, что вам нет смысла менять систему своей жизни на иную?
    Судя по откликам, счастье у нас и не ночевало. Что ни комментарий — то боль и злоба. Автор четко и ясно дает действенный способ сохранить или даже реставрировать семью. И по стилю его прекрасному видно, что не от лукавства он это пишет, а от широты душевной, от доброты, от желания искреннего что-то поменять к лучшему. И к чему же «крамольному» он призывает? Да всего лишь возвратиться к истокам, к правде наших предков. И талантливее его никто не напишет! Благодарите его за то, что он поднял тему эту неблагодарную и получает за всех по первое число. Поклониться ему надо в пояс!!!

  38. Тема очень важная, потому и раскалена до бела! Бог предписал мужчине и женщине жить парой, как половинкам одного целого, а у нас между половинками
    гвоздей понабито. Потому и порядка ни в чем нет, что нет его в семье прежде всего. Вот и несет из дома свой беспорядок в мир.

  39. Автор замахнулся на большую тему и последовательно осваивает ее в публицистическом ключе. Для исторического исследования — это самый подходящий жанр: холодный анализ и жесткая фактура, поэтому и получается убедительно. Поэтому и волнует всех!

  40. Странно, что никто больше не додумался поднять эту тему!

  41. Какая сила между мужчинами и женщинами такой раздор положила, что мы помириться никак не можем? Не слышим друг друга, хоть убей. Сама попытка договориться и что-то прояснить тут же заканчивается скандалом. Исследование автора ценно уже тем, что мы пощупали рельеф этого раскола.

  42. Красивая страна, красивая история!
    «Славяне мы:
    у нас в крови века.
    Одна судьба и крепость
    языка…
    И Бог один,
    и крест для всех сродни,
    И даже песни у славян одни».

  43. Пельменькину:
    Женщина — это Земля, а мужчина Космос. Отсюда противоречия!

  44. а что, разве космос и земля не существуют в согласии?

  45. Крутанул автор динаму, всю ночь свет гореть будет! Спите уже, домостроители!!!

  46. Други мои, наш дискурс диагностирует, что у женщин наших к нашим мужчинам нет никакого уважения. Положение катастрофическое!!! Если «лампочка и будет гореть всю ночь», то исключительно красным светом. И мигать при этом. Пора делать выводы!!!

  47. А я еще раз повторюсь, что Автор замахнулся на большую тему и последовательно осваивает ее в публицистическом ключе. Для исторического исследования — это самый подходящий жанр: холодный анализ и жесткая фактура, поэтому и получается убедительно. Поэтому и волнует всех!
    И никого он не хотел эпатировать наверняка. Просто нечаянно задел какой-то общественный нерв.

  48. Да ну бред же — приписывать историку, философу и публицисту, серьезному человеку популистский расчет. Попытка своей мерой других мерить.

  49. Женщины, за свободой гоняетесь, а потом и плачете, что одиноки

  50. Такое ощущение, что автор затронул низовую, основНую тему, с которой начинается все

  51. Владимир Красно Солнышко видел на века вперед, как оказывается!

  52. Поднятую тему необходимо возвести на уровень государственной пропаганды. Подробно и скрупулезно объяснять народу что есть Домострой. Что это ничто иное, как мудрость предков, их опыт, накопленный веками. А такими вещами не разбрасываются.

  53. Да правильно же! У женщин наших уважаемых неприятие — от непонимания сути вопроса.

  54. Автор вовсе и не призывает жить по Домострою! Господи, глупые все какие. Он туда вообще еще не дописал, чего всполошились то так? Он ведет последовательный исторический экскурс.

  55. Вектор здравомыслия указывает, что к Домострою мы вернемся. Если хотим Россию сохранить!

  56. Вообще сильное произведение у Батурина. И ценно оно именно тем, что развитие Русской цивилизации дается в контексте мировой истории.

  57. У нас есть примеры Домостроя в действии- семьи священников. И как-то непохоже, чтобы матушки были недовольны таким положением вещей.

  58. Православие — это, прежде всего, просвещение. Приобщение к божественной истине.Никакие наука или искусство не дадут того восторга открытия, какой дает Библия. Об этом четко сказано в книге!

  59. Подождите, друзья, это что, вот эти вот бухие попы на мерседесах — это просвещение?!

  60. TG
    Уважаемый Тимофей, читайте комментарии Автора, он уже отвечал на этот вопрос.

  61. Мышонок прав, автор нам рассказывает про нашу историю, а мы гопки устроили, как вокруг политической программы.

  62. Домострой ничем не противоречит природе, идет в согласии с ней. Женщина изначально задумывалась Создателем, как хранительница домашнего очага. Что в том плохого? Это уютно, интересно, креативно, ведь дом и очаг можно брать, как холст и рисовать на нем свою картину уюта и реализовываться, как художница например. Господи, да будь я женщиной, с удовольствием сидел бы дома, пусть бы муженек вкалывал, а я только денежки тратил бы! И чего наши женщины так растревожились? Сами не знают, чего хотят.

  63. Домострой — от «Строить Дом»! Сама эта формула позитивна. Все мы так или иначе строим дом, семью, т. е. живем в условиях Домостроя. У кого-то лучше получается, у кого-то хуже, но мы все стремимся к Домострою!!!

  64. Стремиться-то мы стремимся, но современная информационная политика разрушает Домострой на самом его основании. Те же звезды бесконечно расходятся= сходятся, как будто брак это гостиничный номер вместе с женой или мужем- снял на ночь, погостил и дальше поехал. А молодежь ведь на звезд этих ориентируется, на них хочет быть похожей. Вот и выходят такие наставления со знаком минус.

  65. Дорогие мои, позабыли мы в пылу спора, что Домострой — это, прежде всего, литературный памятник, создававшийся веками! Протопоп Сильвестр лишь собрал и переписал его. Правда, есть версия, что он его автор.
    А вот как это звучит: «Благословляю я, грешный (имярек), и поучаю, и наставляю, и вразумляю единственного сына своего (имярек) и его жену (имярек), и детей их, и домочадцев — следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю божью и заповеди его, а себя утверждая в страхе божьем и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьём, не тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке. Вручаю вам, по-христиански живущим, на память это писание, на вразумление вам и детям вашим». Образец гармонии, чистоты и гуманизма. Музыка!!!

  66. Красиво! А вот еще
    «Если дочь у кого родится, благоразумный отец, который торговлей кормится — в городе ли торгует или за морем,- или в деревне пашет, такой от всякой прибыли откладывает на дочь (и в деревне также): или животинку растят ей с приплодом, или из доли ее, что там Бог пошлет, купит полотна и холстов, и куски ткани, и убрусы, и рубашка — и все эти годы ей в особый сундук кладут или в короб и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную и медную и деревянную, добавляя всегда понемножку, каждый год, как сказано, а не все вдруг, себе в убыток. И всего, даст Бог, будет полно.»
    Батурин молодец, что привел нас в эту тему!

  67. Вот еще один пример союза Православия и культуры( литературы)!!!

  68. мы даже не представляем себе, как это все важно! храни вас Господь!

  69. Когда Бога вспомним, тогда Россия и возродится. А сейчас сплошное лицемерие. Крестимся и свечки ставим, а на душе пусто и в сердце холод. Наши предки по настоящему верили, потому и Домострой работал. А у нас показуха одна. Пышность и помпезность, а еще напыщенность и чванство. Будем поклоны бить, а рядом страждущему и копейки не дадим.
    «И живет народ — господа и сброд,
    Боги, черти, палачи и жертвы.
    … А придет святой, гоним всей толпой,
    да со смехом со свету сживаем»… Такие мы нынче, хорошие.

  70. Не согласен! Много и истинных верующих. Конечно они не показушничают. Но на помощь придут. Сердобольный у нас народ, и мимо чужой беды не проходят. Иногда даже самоотверженно. Вообще наши люди, как никакие другие, способны на поступок и подвиг, и автор прав в том, что мы Государство Божье- отсюда это все. Потому и сердца наши ожесточаются не от беды или безысходности, а от власти и сокровищ. Вот истинные враги души христианской!

  71. У меня соседи верующие. Они не ортодоксы, не фанатики, но стараются жить по Божьим заповедям. Я не видел человека, которому бы они не помогли, если он обратился за помощью. И всего на всех у них хватает, хотя и пенсионеры. У него гаражик, там мастерская, в шесть утра он уж в этой мастерской. Жил у нас старик инвалид вверху, так они за ним у ухаживали, хотя и знали, что квартира его родственникам отписана. Бескорыстно совершенно. Не многодетные правда, две дочки у них, внуки, правнуки уже. И счастливы ими. Обоим около семидесяти, а выглядят на 50! Всегда смотрю на них и радуюсь, сердце поет отчего-то.

  72. Это верующие и есть. Они и есть наша Страна!

  73. грешно не грешить, грешно не каяться

  74. Сегодня спросил у препода про Домострой. Он оч удивился, спросил, где я прочитал? Еще больше удивился, что про это В. Батурин написал, «а что, Батурин пишет?!!!», полпары сидел озадаченный. Как я понял, своего мнения у него нет, и что такое Домострой он не знает!!!

  75. Надо было двойку ему закатать,и отправить учить козла!

  76. Уж если жить по Домострою, то самые первые мужчины и взвоют! Моя сестра еле на второго ребенка своего благоверного раскрутила. Вперся, как баран, не хочу и все тут, а она у меня такая домашняя — вот из того самого Домостроя и есть. Хозяйка хорошая, все у нее чистенько, сыто, скатерочки разные. А его вечно дома нет. Ой, да если бы деньги нес, а то мотает его круглыми сутками, а зарплата с гулькин клюв.
    Вот что я еще заметила, как нарочно- если она домоседка и семейная вся, то он обязательно из дома бежит. Если он домосед, то ее с гулек не дождется. Как нарочно не совпадает вечно.

  77. Правда ваша, дорогая Кристина. Видно кто-то пропустил свою очередь, от того оно и не совпадает. Что обидно, что одинокие мужчины- верные, хозяйственные , недолюбленные чудаки, готовые на руках носить свою женщину. А носить некого.
    Что одинокие женщины- умеющие любить всем сердцем, преданные, как собаки( в самом хорошем смысле), заполошные дурехи, с распахнутыми от недоумения, полными грусти глазами: меня-то за что бросили? Я ведь жизнь готова отдать.
    Так и живут они с раной в сердце, которая кровоточит вечно.

  78. Россия — страна многонациональная и многоконфессиональная. Как в такой стране можно создать государство одной религии? Интересен взгляд автора на этот вопрос. Наверняка же у него есть ответ!

  79. АВТОР — Николаю Камышатко:
    Что касается людей других конфессий, проживающих в России. Мои мысли касаются сбережения русского народа, который порожден Православием и нигде, кроме России, быть государствообразующим не может!!! Понятно, что у общин других конфессий другие Традиции создания народа, между прочим, они их тщательно оберегают и молодцы!!! Есть определенная этика общежительная в государстве, например, православном, разные Традиции не должны перемешиваться и сливаться, да, светские законы одинаковые, например, в одном селе не может быть православного, католического или мусульманского прихода и храма!!! Идеальное состояние — рядом две деревни разных традиций, и они дружат и ходят в гости!!! В мегаполисах, пожалуйста, там живет население, а не народ, но у каждого должна быть малая родина!!! Понятно, что никто не отменял проповедь Евангелия и собирания верующих в Православие!!!

  80. Благодарю. Теперь ваша позиция мне ясна. Признаюсь, не хватало этого пазла.

  81. Так, как рассказывает В.Н. Батурин вряд ли кто-то сможет нам рассказать, просто по праву человека знающего( это понятно из глав) и способного изложить свои мысли. И славно, что мы тут так объединились в обсуждении. Хотелось бы и понять, вся ли книга написана уже и когда она выйдет?

  82. Был бы я президентом, так ввел бы Домострой указом, и все дела.

  83. Революция, 100-летие которой будем отмечать на днях, все поставила с ног на голову. Целый век свободно кувыркаемся в пространстве, оторвавшись от корней.
    У нас некоторые не знают про дедов своих, а про прадедов, а уж тем более про прапрадедов вообще никто не знает! Вы вдумайтесь, у наших семей нет истории! Следовательно нет памяти, нет опыта, о каком государственном строительстве может идти речь с людьми у которых отсутствует наиважнейшая программа, программа рода! Как это работает? А так: знал бы человек, что у него род, допустим, купеческий- искал бы в себе коммерческую жилку, крестьянский — крестьянскую, военный — военную, и не перемешивалось бы все непонятно во что. А гордость за предка, разве на последнем месте? Это ведь основа- основ! «Мой прадед был известный врач», «а мой женщину с ребенком из огня вытащил», и вставали бы эти прадеды из небытия, и путь потомкам с небес освещали. И мы свои поступки по ним бы выверяли, продолжали бы традицию. А мы их, скопом, — в забвение! Потому и не работают никакие программы, ни семьи, ни государства. Автору благодарность Великая, что он эту тему поднял и ведет!!! Если восстановить ничего нельзя, так хоть задуматься и начать заново. Хотя бы третье- четвертое поколение от нас начнет жить по человечески. С Уважением Боровчук Константин.

  84. Неплохо сказано! Говорят ведь «на роду написано». А как мы узнаем, что у нас на нем написано, когда он скрыт от нас безвозвратно? Как у автора «народ» — » над-род». У нас » рода» нет, у нас лишь «над». Получается, не «Российский народ», а «Российский над». Так и следует писать «Российский над выбрал президента».

  85. Наконец-то о главном заговорили словами умными!

  86. Весомо, весомо, друзья все здесь происходящее!

  87. Вон, пишут, какие-то проходимцы биоматериал россиян собирают. Не зря ведь!

  88. Да потому что прав автор, другого такого народа нет.

  89. на санскрите Россия — поприще для танца Богов

  90. Читаю статью и комменты и ликую! То сержусь, то грущу, то хохочу до упада. Как наш народ раскрывается на интересной Теме! Одно удовольствие читать!!! Спасибо Автору, что тронул людские души, и они отозвались таким благозвоном и богатством творческим. Россыпь прямо, самородки! Какой там»над», полноценный народ — великодушный, великий, талантливый, а что от корней оторвались — мы мудрые и найдем пути, как вернуться к Истокам! Низкий поклон вам Соотечественники мои дорогие!!!

  91. Уважаемые посетители сайта, небывалый у нас урожай на комменты! Видимо прав один из читателей в том, что Автор задел какой-то нерв и в своей прозорливости или в творческой удаче угадал некий важный узел, в котором переплелись наиглавнейшие темы нашего бытия. Однако, сколько веревочке ни виться, а подводить итоги надо, и сделать это лучше самого нашего уважаемого Автора никто не может. Давайте же дадим ему слово, предварительно поблагодарив за то, что «все мы здесь сегодня собрались»!

  92. Всем спасибо! Приятно удивлен, что жив еще Русский Дух и в РФ еще «Русью пахнет…». Я уж думал, что являюсь вымирающим типом, русским, самое интересное, что кучу этих записок я писал почти двадцать лет назад, и они валялись в столе, никогда не думал, что вся эта романтика так востребована.
    Да, наша власть в большом долгу у народа и – наша РПЦ тоже, включая нашего Патриарха!!!
    Главная идея, для чего я это писал, донести простую мысль о том, что никакие революции и реформы сверху никогда счастья русскому народу не приносили, отсюда простой вывод: России нужна реформа снизу, от самого народа, бескровная, но настойчивая и упрямая, нужно потребовать от РПЦ служить ответственно, от власти — соблюдать Традицию. Как-то так…
    Одна из идей, которая мне очень нравится – это передача школы конфессиям, со всеми вытекающими последствиями, так же функции ЗАГСов, опеки и попечительства, разрешить церковные браки и, соответственно, разводы!!!
    Например, первые три класса – церковно – приходские с изучением Закона Божьего и православных Традиций, потом школа светская до 7- го класса, далее – раздельное обучение девочек и мальчиков!!! Дети, получив азы Православия, будут генетически защищены от всякой чертовщины!!! Плюс дети разных конфессий получат возможность общения, в т. ч. сравнивать Традиции.

  93. Время, Виктор Николаевич, такое, что людям надо к силе прибиваться, к истине, к свету. А что может быть истиннее самого Господа?!

  94. Конечно, Виктор Николаевич! Чтобы детки в здоровой среде росли и впитывали традиции. Тогда и уважение к родителям будет, а оно приведет к верному образу жизни. Сейчас ведь родители не авторитет, что хочу, то ворочу.

  95. Если Батурин 20 лет назад ТАКИЕ тексты писал, то как же он сейчас пишет?!!

  96. Я тоже пишу историческую книгу, но у меня роман, хотя и на реальных исторических событиях. Стараюсь придерживаться документа, но фантазия буйствует. Трудно, я вам скажу, писать исторические сочинения.

  97. раздельное обучение- это очень правильно!

  98. Предки наши детей раздельно учили, потому что не дураки были. Тут мальчики, тут девочки, и штанов они тогда не носили.

  99. Все, конечно, от мужчины зависит! Если реально мужик, как поставит все в семье по Домострою, и никто никуда не денется. У настоящих мужиков семьи так и строятся. По другому никак. А если она вертихвостка, так и пусть катится себе на все четыре, скатертью дорога. Тут и жалеть нечего. Он себе найдет подходящую.

  100. вот именно, что все начинается с образования, со школы, там закладываются азы и понятия, а в наших школах непонятно чего творится, забивают детям головы всякой чепухой, никакого отношения к реальной жизни не имеющей! что там есть например ли предмет «домоводство» или «выбор профессии», а почему не быть предмету прямо «семья»? как живут пчелы учат, а как живут люди нет!

  101. Бывает и женщина такая ого-го! Бой-баба. По такому Домострою все отладит, что мужику и остается почесываться. Знаю я одну такую семейку. Все у нее по струнке ходят. В первую очередь муженек. Матриархат полнейший.

  102. Не в семьях дело, а в наших головах. в полном расстройстве они, хаос и неразбериха, правильно тут говорили, что нет системы в той же школе, которая приводила бы мыслительный процесс в порядок, вот спросим, какая у нас система образования? и поймем, что нет никакой системы. все в кучу навалено, правы и бесконечно правы выступающие!

  103. А в деревне нашей что творится, никакой деревни нет уже, и дела до того нет никому. Она ведь основа Руси нашей. Поедьте , так на сто километров повстречать никого не сможете, земля одинокая. А что страшно прямо, вот вроде едешь и вроде деревенька и вечер, уже сумеречно и глядишь, вроде жилые домики, а свет не горит ведь. Что делают они по вечерам, не пойму я, но света в окнах нет. Жутко прямо. С вечера и ночами стоят темные села.

  104. Очень правильным вопросом озаботился автор! И напрасно тут женщины рассердились. Что может скрепить семью? Любовь и Вера и больше ничего. Только если эти два фактора будут наличествовать, то дальше пойдут счастливые дети и сытый очаг. Если изначально брак был по любви, то женщина автоматом согласиться на роль хранительницы очага при любимом добытчике — муже и будет счастлива. А если любви нет, какая уж тут семья и уважение.

  105. Автор говорит в первую очередь о Домострое, как о строительстве государства. Чудаки вы право человеки. Чего вы на семьеустройсве все сосредоточились? Батурин же пишет, что Домострой по гречески — государственное строительство! Вот все у нас так, человек о широких вещах, о целой философии, а мы объект какой-то отдельный взглядом выхватываем и всю энергию, весь свой спор обрушиваем на него. Удивительно мне открылся Виктор Батурин, совсем я не предполагал, что этот хулиганистый человек такой глубокий ученый, писатель. Все его статьи прочел с величайшим интересом. Про почву так это вообще абсолютный шедевр, что по точке зрения, что по подходу, что по написанию. И ведь как правильна и грандиозна мысль, что «урожай» успешного земледелия это не только тыквы или пшеница, но в первую голову здоровая земля, увеличившая свою плодородную силу! Вот что чрезвычайно сильно и правильно. Спасибо автору, что поднял эту тему и так толково осветил ее!

  106. Я тоже обратил внимание, что книга грамотно строится. Сначала о почве, как ее сделать чистой, на ней берем идею, это Православие, и строим государство по принципу Домостроя. Получается основа — земля, идея — Православие, принцип- Домострой.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *