Февраль — жестокий месяц. Он символизирует финал последнего времени года. А в переложении на человека- старость, естественный конец жизни. Цвела весна, сияло лето, осень пугала первыми заморозками, и вот пришла зима, полная холода и снега, и этой невыразимой жажды новой весны, которая придет, но, увы, уже для других.
В феврале случилось одно замечательное событие, добавившее яркую краску на серый холст нашего бытия. А именно — премьера последнего фильма великого Эльдара Рязанова: «Ганс Христиан Андерсен. Жизнь без любви».
Картины, соответствующей ностальгическому настроению февраля, его сути.
Многие критики усмотрели в ней автобиографию Рязанова. А он сам отмечал, что всякая его картина — его исповедь.
Среди критиков был и писатель Дмитрий Быков. На мой взгляд, его оценка рязановского шедевра наиболее точна и удачна.
«Вот и очутился “Андерсен” между двумя армиями – “андерненавистиков” и “андеролюбов”, что для фильма – жирный плюс. Это – если не билет в бессмертие, то шанс его купить. Очень часто с нетленками так и происходит, начиная с “Андрея Рублева”, заканчивая “Необратимостью”.
Думаю, что правы и ненавистники и поклонники. Дело в том, что он – не гений просто гений. Эльдар Рязанов — хранитель Времени.
Как губка Рязанов впитывал в себя все мифы и заблуждения всех эпох и переходных периодов, “прогибался под изменчивый мир”, игнорируя “чистоту художественной правды”, что никогда не могли себе позволить Тарковский, но Тарковский, тем самым заглушали Время.
Рязанов же его обессмертил.
Для человека незнакомого с советскими актерами, почти невозможно прочувствовать, когда Тарковский снимал “Зеркало” или “Сталкер”.
У Рязанова каждая кинолента – этикетка времени. Время — его Муза. Он впитывает Время, растворяется во Времени, запечатлевает его переливы.
Тут ему нет равных. Ни один учебник Истории СССР не может конкурировать с Рязановым.
Например, “Жестокий Романс”, мог быть снят только в начале восьмидесятых, но никак ни в середине 90-х. Его герой Паратов – предтеча нового русского.
Умирающая советская эпоха грезила “волжскими купцами”. Паратов жил в подсознании советского инженера, чтобы родится в анекдотическом блеске в девяностые.
На пароходе, в малиновом пиджаке, с шубой под ноги, с пачкой долларов, перевязанных резинкой.
Блистательный “Гараж” плотно упакован в дефицитный 1979.
“Карнавальная Ночь” завершает эпоху сталинизма. Перестройку начали с утра…то есть Перестройку начали с “Забытой мелодии для Флейты”, а закончили “Небесами Обетованными”. Многие отмечали, что искусство Рязанов взаимопротиворечиво.
Я разделяю это мнение.
Бунтарский пафос рязановских работ – “Флейты”, “Гаража”, в “Бедного гусара” в каком-то смысле льет воду на мельницу “дикого капитализма”, жертвой которого впоследствии он сам и стал.
“Небеса обетованные”, “Предсказание”, “ “Привет Дуралеи”, “Старые клячи” – это попытки загнать Джина (Паратова) обратно в бутылку.
Сейчас многим претит его стариковское ворчание против российского истеблишмента, против новых буржуа. Рязанов желает видеть себя в лагере “Униженных и оскорбленных”, а публика видит его среди “Баловней судьбы”.
“Андерсен. Жизнь без любви” – кино для Рязанова уникальное, оно парит над временем. Оно не о 21 веке, и не о 19-м.
Нельзя обвинять фильм в несоответствии датским реалиям XIX века и биографии датского писателя. Второе, тайное название фильма — “Эльдар Рязанов. Жизнь без любви”.
Не важно была или нет любовь у Рязанова. Важно, что Рязанов так чувствует. Мне не понятны обвинения Рязанова в пошлости или фрейдизме.
Это кино вообще — не “об этом”.
“Андерсен. Жизнь без любви” – о трагедии существования. Сюжет “Андерсена” – совершенен. Жизнь сказочника показана в двух плоскостях — в плоскости “Гадкого Утенка” и в плоскости “Прекрасного Лебедя”.
Жизнь прошла. Жизнь – ужасна. Жизнь – прекрасна.
Ничего на изменилось. В начале и в конце фильма Андерсен — в образе мальчика и в образе потрепанного старика – беззащитен.
Поэтому “Андерсен” – не только кино “о непростой судьбе гения”. Его третье название “Человек. Жизнь без любви”.
Ганс-Христиан Андерсен есть в каждом из нас. Это — один из универсальных архетипов человека.
Мы рождаемся, страдаем и умираем под крики скотного двора. Как бы не был обласкан судьбой любой из нас, каждому все равно не хватает любви, ибо каждый слаб и смертен.
Больше всего Человек нуждается в жалости нуждается в любви, особенно, если он – Эльдар Рязанов».
Итак, друзья, февраль. Время вспомнить сказку и трепетных сказочников: Писателя Андерсена и режиссера Рязанова.
Жизнь без любви.
Как своевременно выбрана тема! Легло на душу, на настроение. Спасибо позитив!
Невероятно гармонично! Лишь внезапное может быть гармоничным)
«Ирония судьбы» — мой любимый фильм!
Любовь всем необходима…
Да, Рязанов великий, это точно. После Перестройки чуть растерялся, но потом опять пришел в творческую форму. Про Андерсена лучше его никто не рассказал.
Как он снимал, так никто не снимет.
Февраль, достать чернил и плакать. Писать о феврале навзрыд.
Друзья, послушайте вот это
https://www.youtube.com/watch?v=KcC777FQEgo&index=18&list=RDPxo8COl2Qf8
Режиссер непревзойденный. И человек золотой!
Взрослым тоже сказка нужна.
«Что тебе назначено природой- надо благодарно принимать».)
Рязанов удивительно точно подбирал актеров. У него чутье было на людей
Каждый фильм — в десятку!!!
«…где-то ты засыпаешь. Где-то, но не со мной»…
Когда -то у меня в жизни было совсем скверно. Лечился Рязановым. Тогда были видеомагнитофоны, крутил «Иронию» сутками напролет. Атмосфера фильма спасала меня!
Спасибо, друзья!
Но в памяти моей такая скрыта мощь, что возрождает образы и множит. Шумит не умолкая память дождь. И память снег летит, летит, летит, летит, летит и пасть не может
Эльдар Александрович любил людей. Их три великих кинорежиссера — комедиографа: Рязанов, для него все люди, как дети. Он к ним — с невероятной нежностью и любовью. Гайдай — этот уже больше ценил сюжет, находки, импровизацию, и под них актеров гнул. Ну и Захаров — для него актеры( люди, персонажи) лишь инструмент в достижении творческого замысла. И не больше! Вспомните,как в Обыкновенном чуде король- самодур поливает из чайника маленького, нелепого человечка.
В фильмах Рязанова такое невозможно. Для него человеческое достоинство — наивысшая ценность. А все его недотепы герои- ботаники , они с достоинством и честью внутри. И автор не допускал подобного унижения персонажей, даже третьестепенных…
Захаров просто циник большой. Но и Мастер тоже настоящий!
мы все спешим за чудесами
Февраль — старший брат августа. Оба месяцы с характером.)))