Пора, пора, друзья мои нам поднять якорь, да выйти в открытое море кинематографа, попутный ветер нам в парус и семь футов под килем.
Держим курс на фильм «День дурака», российскую комедию, снятую режиссером Алексеем Барановым, при продюсерстве Тимура Бекмамбетова, автора блокбастера «Девятаев».
Талант, как известно, не пропьешь, Бекмамбетов хорош хоть в комедии, хоть в драме, вот и тут чувствуется, что он приложил руку.
Фильм о России, острая сатира, современное прочтение знаменитого «Ревизора» Гоголя.
В провинцию нечаянно сваливаются два отпетых прохвоста и проходимца с поклажей уголовных «висяков» на своих тощих, голодных плечах.
И тут по петербуржскому костюму… то есть, простите, по отфотошопленной фотографии местная, погрязшая в коррупции знать принимает их за птиц высокого полета, и дальше — пошло — поехало.
В этом случае хочется подробно и с упоением пересказывать сюжет, наполненный замечательными деталями и персонажами, взятыми словно бы из жизни, но поданными в сатирическом ракурсе.
Это и новый автомобильный мост, раскачивающийся под ветром, от которого то и дело отваливаются куски. И приемная комиссия, «раком» ползущая по этому мосту.
И начальник местной полиции, принимающий от посетителей «конверты», эти просители ходатайствуют перед полицейским, чтобы воровство в их организациях и на предприятиях он повесил на московских гостей, которых в начале принимают за тех, кем они на самом деле и являются, то есть за мошенников и грузят на них все преступления скопом, свершившиеся в этом городишке за последние годы.
И конечно же голубоглазый, патриотический мэр в дорогих мехах, на словах мечтающий послужить России, на деле же погрязший в коррупции совместно со всей своей администрацией, где более — менее порядочный человек выглядит не органично и даже неприлично.
Лента смотрится с интересом и даже азартом. Многое, из того, что происходит в ней, узнаваемо…да, что там! Знакомо до боли.
Критики пеняют создателям картины, что снята она невнятно, стремительно меняющиеся события создают некий туман, где трудно рассмотреть все нюансы и проследить все линии, где сложно сосредоточиться.
Я же со своей стороны рискну предположить, что такой формат съемки, это не халатность кинематографистов, а умышленно заданная стратегия, где общая невнятность и отсутствие событийной резкости, задает глубину драматургии.
В общем, в этом кино коррупция не просто цветет махровым цветом, она уже покрылась коростой и плесенью, от которой и самим коррупционерам тошно и страшно, потому, что они не знают, какой гад, какая тварь из этой коросты вылезет и что с ними сделает.
Из отрицательных моментов: актеры, представляющие главных героев, тех самых «ревизоров», играют неубедительно, их характеры не сделаны и не продуманы. Даже не смотря на то, что одну из этих ролей представляет Александр Лыков — артист с большим и удачным творческим бэкграундом. По ходу действа они просто не знают, что делать и куда себя деть, что лишь обостряет сценарный парадокс, иными словами, просто не веришь, что бюрократы не видят, кто перед ними на самом деле.
Создается впечатление, что эти персонажи в фильм взяты как простой предмет или предлог, как пень, вокруг которого водят хороводы. И роль этих мошенников могла бы с успехом сыграть простая красная тряпка, прими мракобесные коррупционеры ее за проверяющую инстанцию.
Тем не менее, однозначно отношу «День дурака» к удачным фильмам.
Хотя своим разнузданным весельем наводит он на невеселые размышления.
Кто-то сказал, что это лента о нашем прошлом и будущем. Я же скажу, что она о настоящем, которое не прекращается никогда. Эдакий перманентный день дурака.
Но конкретно этот фильм, каким-то удивительным образом, дает некую надежду. Авторы сумели показать глубину абсурда, в каком-то уже даже его великолепии, его закатном, заветренном роскошестве, доросшем до абсолютного свинства.
А любое свинство, как известно, обречено на бесславный финал.
Зеленый!
Александр Калуцкий
©
некоторые фото взяты из открытых источников
Юморное кино.
Горьким смехом своим посмеюся. Н.В. Гоголь