Фильмы про Рождество: 24 лучших фильма к празднику

Фильмы про Рождество: 24 лучших фильмов к празднику!

Фильмы про Рождество

Фильмы про Рождество: 24 лучших к празднику

1.«Праздничная гостиница» (Holiday Inn, 1942)

Мюзикл-мелодрама, подаривший миру бренд «Holiday Inn» и одну из самых знаменитых песен ХХ века — «White Christmas». В фильме снялись обожаемые публикой Бинг Кросби, Фред Астер и Марджори Рейнольдс, что уже говорит о многом. Сюжет разворачивается вокруг истории певца и танцора Джима Харди, который оставляет шоу-бизнес, уезжает в сельскую местность, а затем превращает свою ферму в загородный клуб, по праздникам открывающий свои двери публике. Классический по своей форме рождественский фильм со счастливым финалом

2. «Светлое Рождество» (White Christmas, 1954)

В 1954-ом своеобразным ответом «Праздничной гостинице» стала картина «Светлое Рождество». Снова мюзикл, снова мелодрама и снова Бинг Кросби. Хорошая, жизнеутверждающая  послевоенная история

 3. «Чудо на 34-й улице» (Miracle on 34th Street, 1947)

Изначально черно-белый фильм подвергся реставрации и сейчас его можно найти в цвете. Кроме того, обзавелся он и ремейком 1994 года рождения.

Этот Рождественский фильм может показаться неоднозначным, потому что, по сути дела, «Чудо на 34-й улице» канонизирует образ Санта-Клауса, неразрывно связанный с подарками, покупками и бесконечно далекий от Евангелия. Фильм очень интересен как объект изучения американского менталитета, поскольку ключевыми фигурами в нем выступают покупатели,  бизнесмены, психоаналитики и адвокаты. Настоящий Санта-Клаус появляется в Нью-Йорке для того, чтобы проверить, есть ли еще надежда на исправление человечества и готовы ли люди верить в чудеса. Проверяет он это, нанимаясь на работу в супермаркет в самый разгар рождественской распродажи.  Однако через некоторое время ему приходится доказывать свою идентичность в суде.

  4. «Эта замечательная жизнь» (It’s a Wonderful Life, 1946)

Один из лучших рождественских фильмов, почти провалившийся в прокате и стяжавший  популярность и любовь благодаря любопытному стечению обстоятельств. По окончании срока действия авторских прав картину с удовольствием стали крутить все телеканалы, и людская благодарность не заставила себя ждать.

Честный работяга Джордж Бейли, всегда помогавший другим, в канун Рождества окончательно подавлен неудачами и решается на самоубийство. Чтобы остановить его от опрометчивого шага, Небеса посылают ему ангела.

По отзывам и моему скромному личному мнению, это не только самая рождественская драма, но и самое жизнеутверждающее кино за всю историю кинематографа

 5. Ночь перед Рождеством, 1951

Советский мультфильм по повести Николая Васильевича Гоголя — один из тех редких случаев, когда, несмотря на эпоху создания, на экране проступает не сказочный Новый год, а подлинное Рождество — как в народных традициях, так и в художественном замысле. Мультфильм осязаемо красив точеной, соразмерной красотой, а после компьютерных однодневок кажется вообще недосягаемым идеалом

6. Фанни и Александр (Fanny och Alexander, 1982)

Эпохальный минисериал мэтра кинематографии Ингмар Бергман требует от зрителя изрядной подготовки и широты взгляда, но без него нам не обойтись. Как говорить о Рождестве в кино без Рождества Бергмана – великолепного, яркого, барочного, в котором есть все: рождественский спектакль с ангелами и пастухами, разукрашенные елки с подарками, ломящиеся от яств столы, женщины в длинных платьях, большая семья, невинность и грех?

7. Один дома 1-4 (Home Alone)

В список попадает за всеобщую народную любовь и бескомпромиссное озорство. К тому же в этой комедии есть все атрибуты добротного рождественского кино: воссоединение семьи и победа добра (на сей раз принявшего образ находчивого сорванца) над незадачливыми и потому нестрашными силами зла.

8. Рождество, 1996

Короткий и трогательный мультфильм Михаила Алдашина вы, скорее всего, видели. А если нет, то посмотрите обязательно. Перед этой авторской, наивной и по-хорошему детской историей сложно устоять.

 

9. Полярный экспресс (The Polar Express, 2004)

Фантазия Роберта Земекиса о необыкновенном путешествии маленького мальчика на волшебном поезде «Полярный экспресс» на Северный полюс к Санта-Клаусу в канун Рождества не всем одинаково пришлась по вкусу, однако за красоту истории вносим ее в наш список.

10. Ноэль (Noel, 2004)

О предсказуемом и, по сути, незначительном рождественском фильме «Ноэль» хочется рассказать по двум причинам. Во-первых, из-за его типичности: судьбы нескольких персонажей пересекаются в рождественскую ночь, чтобы каждый из них смог измениться и обрести ускользающее счастье. Во-вторых, из-за удивительного сюрприза, который поджидает внимательного зрителя. Только-только приготовишься расстроиться из-за нелепой истории с переселением душ, как ее разоблачают, в руках героини, тем временем, мелькает нательный крест и рождественская символика оказывается не просто декорацией, а указателем направления взгляда.

 11. Счастливого Рождества (Joyeux Noël, 2005)

Этот рождественский фильм основан на реальных событиях времен Первой мировой войны, известных под общим названием «Рождественское перемирие». Речь идет о случаях краткого, но широко распространенного прекращения боевых действий между воюющими сторонами: солдаты обменивались рождественскими поздравлениями и песнями через окопы и могли даже перейти линию фронта, чтобы лично вручить неприятелям подарки. Рождество без Санта-Клауса, но зато со священником и мессой.

 12. Рождественский коттедж (Christmas Cottage, 2008)

Совершенно незатейливый рождественский фильм с плоскими, как картина, которую рисует на стене главный герой, персонажами. Иногда они произносят слегка пафосные речи об искусстве и предназначении, а в остальное время разыгрывают комедию маленького городка. Если вас покоробит рождественская постановка в исполнении местных жителей — простите им это. Они не со зла, просто иначе не умеют. Однако если вы готовы закрыть глаза на обстоятельства и довериться создателям фильма, вы узнаете, откуда черпал свое вдохновение «художник света» скончавшийся 6 апреля 2012 года Томас Кинкейд, биографией которого, по сути, и является картина.

 13. Рождественская история (A Christmas Carol, 2009)

Говоря о Рождестве, нам не обойтись без Диккенса. А значит, под занавес самое время вспомнить поучительную историю о старом жестоком скупердяе Эбенезере Скрудже, чью жизнь изменила встреча с тремя духами Рождества. История уже знакомого нам Роберта Земекиса — всего лишь одно звено в череде множества театральных и радипостановок, экранизацией, адаптаций и пересказов. Пусть Скрудж в исполнении Джима Керри и отвечает за все сразу. Он сможет.

 14. Капитан Крюк (Hook, 1991)

Питер Пэн улетел из волшебной страны Никогда, повзрослел, стал солидным адвокатом и отцом семейства. И все вроде бы в порядке, только вот… теперь он боится летать на самолетах, не переносит открытых окон, мало времени проводит с собственными детьми и считает, что сыну надо поскорее повзрослеть. Словом, летающий мальчик из сказки превратился в скучного делового человека и забыл все, чему был так верен в детстве. Однако в доме его бабушки Венди, куда семья Питера приехала на Рождество, есть правило: «Никаких взрослых!»
Правда, взрослый Питер и в отпуске продолжает заниматься делами. И жене приходится ему напоминать: дети хотят с ним играть, он им очень нужен, но так будет не всегда, ведь скоро они вырастут, и станет поздно. Однако Питер глух к доводам жены и имеет все шансы упустить в жизни самое главное. И тут…
В канун Рождества совершенно неожиданно в дом бабушки Венди проникает капитан Крюк и похищает детей Питера. Он хочет свести с ним старые счеты. И взрослому адвокату ничего не остается, как вспомнить свое детство – и отправиться в страну Никогда. Конечно, ему многому предстоит учиться заново, ведь он забыл, как командовать оравой мальчишек. (Самое поразительное, что больше всех о столь неудачных переменах в Питере Пэне переживает не кто-нибудь, а капитан Крюк! Ведь ему нужен достойный противник, а не какой-то обрюзгший зануда, который даже не умеет летать…)
В этой фееричной сказке сыграли замечательные актеры: Робин Уильямс – Питер Пэн, Дастин Хоффман – капитан Крюк, Джулия Робертс – фея Бэлл, Мегги Смит – бабушка Венди… Когда смотришь на этот актерский ансамбль в действии, создается ощущение, что всем им было в удовольствие перестать быть взрослыми и почувствовать себя в стране Питера Пэна.

15. Саманта: Каникулы американской девочки (Samantha: An American girl holiday, 2004)

Действие фильма разворачивается в 1904 году. Девочка Саманта сирота и живет с бабушкой, которая очень ее любит, хотя и воспитывает в строгости. У Саманты есть обожаемый дядя и есть подруга – Нелли. Разница между девочками в том, что Саманта из очень состоятельной американской семьи, ходит в школу и играет на пианино, а Нелли – служанка в соседнем доме, и у нее совсем нет времени на учебу. У Нелли две младшие сестренки. Их мама умерла, а вскоре умрет и папа, и тогда девочек отдадут в интернат. Саманта между тем переезжает к дяде и тете в Нью-Йорк и обретает там настоящую семью. Однако она помнит о своей подруге и решает ее навестить. Когда Саманта попадает в интернат, то видит, что детям там живется плохо. И тогда она находит способ вызволить оттуда свою подругу и ее сестер. Ну а в Рождество всех детей ждет настоящий сюрприз, который навсегда изменит их жизнь, и о прежних печалях можно будет позабыть…
Это сентиментальное, но очень жизнеутверждающее кино о том, что главное, пожалуй, – иметь доброе сердце, и тогда столько людей вокруг тебя будут счастливы. Ну и еще, конечно, о том, как одна маленькая девочка может изменить… если и не мир, то хотя бы одну его часть. Но и этого порой бывает вполне достаточно.

16. Снежная королева, 1957

Классический, знакомый всем с детства мультфильм «Снежная королева» был удостоен множества премий на международных фестивалях, в том числе в Каннах и Венеции. Он переведен на несколько языков и широко известен не только в России, но и в США, Канаде и других странах. Сюжет его во многом совпадает с одноименной сказкой Ганса Христиана Андерсена, по которой он был снят. Однако…
«Снежную королеву» снимали в советское время, и это наложило отпечаток на содержание мультфильма – в нем есть купюры. Например, в анимационной версии опущен эпизод с происхождением осколка, который попал в глаз Каю, в результате чего он перестал видеть красоту. Осколок этот был от зеркала, принадлежавшего злому троллю, который был «злющий-презлющий; то был сам дьявол». С помощью этого зеркала ученики тролля хотели добраться до неба и посмеяться над Самим Богом. Но у них ничего не вышло – зеркало выскочило из их рук и разбилось на мелкие осколки.
Другой важный эпизод связан со словом «вечность». Именно его Кай должен был собрать из льдинок в чертоге Снежной королевы, чтобы обрести свободу. Однако у него ничего не получалось до тех пор, пока Герда, преодолев огромный путь, не пришла ему на помощь. Девочка спела Каю его любимый рождественский псалом: «Розы цветут… Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа». Только тогда он узнал ее, и оледеневшее сердце мальчика отогрелось. Он испытал такую радость от встречи с Гердой, что льдинки сами сложились в нужное слово. Снежная королева потеряла власть над сердцем Кая.
Конечно, и без этих эпизодов у великолепного режиссера Льва Атаманова получился прекрасный, трогательный и поучительный мультфильм. Но все же, чтобы понять всю глубину сказки Андерсена, после просмотра мультфильма стоит обратиться к самой книге… Благо, она уже не раз была переиздана безо всяких купюр.

Настрой на ожидание светлого праздника как нельзя лучше сочетается с драмой «Снежная Королева», созданной режиссером Геннадием Казанским по одноименной пьесе Евгения Шварца. В картине ни разу не произносится слово Рождество, да и в сюжете о нем — ни намека. Но ведь далеко не всегда все надо обязательно называть своими именами. Как сказал Лис в «Маленьком принце» Антуана Сент-Экзюпери, «самого главного словами не выскажешь. Зорко одно лишь сердце». Стоит уточнить, что при написании текста Евгений Львович использовал «андерсоновские темы», иначе говоря, переработал для театра «Снежную королеву» Ганса Христиана Андерсена. Ничего удивительного: свои истории известный сказитель писал не для детей, а для взрослых. Первая попытка экранизировать сказку состоялась еще до войны. В 1940-х годах к «Снежной королеве» вернулись, но тут выяснилось, что принимавшие в съемках участие главные герои выросли. В результате сценарий отложили на добрую четверть века, а уже готовый макет снежного королевства использовали в «Золушке».
И лишь морозным зимним вечером 1967 года Сказочник (Валерий Никитенко) поведал зрителям о том, как Снежная королева (Наталья Климова) пленила Кея (Вячеслав Цюпа), превратив поцелуем его сердце в осколок льда. И как Герда (Елена Проклова) отправилась на его поиски. Они приведут девочку сначала в замок к коварному Королю (Евгений Леонов) и его щедрой дочери, а чуть позже она окажется в логове настоящих лесных разбойников. На каждом этапе странствий она встретит самых разных людей. Одни окажутся способны на подлые поступки, другие захотят помочь смелой и самоотверженной девочке. Но все же самое главное испытание Герде придется пройти одной: только так она сможет доказать, что в ее груди бьется горячее преданное сердце.
Безусловно, каждый упоминаемый сегодня рождественский фильм будет связан с чудом. Но главная мысль «Снежной Королевы» Андерсена — Шварца в том, что чудо невозможно заметить и оценить, если его получаешь безо всяких усилий, без труда, без преодоления себя и — без настоящей любви. Это, наверное, самая поразительная сказка в мире. Здесь дети ведут себя как настоящие мудрецы. А взрослые, искренне веря в чудеса, остаются детьми с пламенеющими сердцами, способными растопить самую твердую ледяную коросту.
«Снежная Королева» не просто милое, развлекательное, сказочное кино. В нем немало мудрых намеков на ситуации, в которых время от времени оказывается каждый из нас. И, если внимательно смотреть, можно заметить «рецепты», как их разрешать. И достойно подготовиться к празднику.

17. Нестор, длинноухий Рождественский ослик (Nestor, the Long-Eared Christmas Donkey, 1977)

Невероятно трогательная история необычного ослика с очень длинными ушами. Рожденный не таким, как все, он обречен на постоянные насмешки в свой адрес. Единственная, кто всегда понимает его и любит несмотря ни на что, – это его мама. Именно ей он обязан тем, что в жизни и у такого, как он, есть свои маленькие радости – например, шерстяные носочки для ушей.
Действие этого кукольного мультфильма разворачивается в Римской империи накануне Рождества Спасителя. Хозяин хлева, в котором растет Нестор, поставляет животных для армии римских легионеров. И вот однажды те приходят за ослятами… Но длинные уши Нестора, которые и без того постоянно создают помехи в жизни, сыграли в этой сделке роковую роль. Легионер, увидев необычного ослика, решил, что над ним смеются, и оставил хозяина хлева без денег. За это Нестора выгнали на улицу, причем в самую стужу и метель. Однако мама последовала за своим сыном и ценой своей жизни спасла его от холода.
Наверное, финал этой истории мог бы быть очень грустным. Однако она разворачивается накануне Рождества Христова, а значит, в ней нет места отчаянию. Нестор встречает девочку-херувима Тилли, которая приводит его в окрестности Вифлеема. И оказывается, что Нестор должен сыграть очень важную роль в рождественских событиях. Как когда-то мама спасла его самого, так теперь и ему предстоит спасти… не просто человека, а Святое семейство и Самого Христа.
Этот мультфильм, конечно, не воспроизводит евангельских событий. Однако он вполне вписывается в традицию святочных историй – это настоящая поучительная сказка о том, как не надо отчаиваться, о том, почему нельзя смеяться над другими, о том, что в жизни каждого есть место настоящему подвигу и чуду, и, наконец, о том, что любовь никогда не умирает.

18. Приходи на меня посмотреть, 2000

Этот фильм можно было бы назвать не рождественским, а новогодним, если бы не характер чуда, которое там происходит. Дело в том, что оно – самое обыкновенное. То есть, с одной стороны, оно вписывается в логику повседневной жизни, а с другой – абсолютно ее разрушает.
В самой обычной московской квартире живут две женщины – мать и дочь. Софья Ивановна уже в таком преклонном возрасте, что однажды, накануне Нового года, она решает, что пора бы ей умереть. Дочь Татьяна, одинокая и уже немолодая, всю свою жизнь посвятила заботам о маме и теперь даже не знает, как отнестись к подобным заявлениям. Что останется в ее жизни, если мать уйдет? С чего бы ей умирать? Да и права ли была сама Татьяна, когда смирилась со своим незамужним положением и ничего не предприняла для того, чтобы обзавестись собственной семьей?..
Все эти мрачные мысли под елкой нарушает один внезапный визит. Перепутав адрес, в квартире оказывается совершенно незнакомый мужчина. Никакой романтики в этой ситуации нет: какое ему дело до Татьяны, когда где-то в городе его ждет молодая красавица?.. Однако здесь и вступает в силу дух праздника Рождества. Говорят, величайшее чудо из всех возможных на земле – это чудо перемены сердца человека. И вот наш герой, сам того не замечая, постепенно начинает понимать, что именно он искал всю жизнь, как далек был от истины и что сейчас ему предоставили настоящий шанс…
Блистательная игра Екатерины Васильевой, Ирины Купченко и Олега Янковского делает эту камерную историю совершенно прекрасной.

19. Хроники Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф (The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe, 2005)

Четверо детей из семьи Пэвэнси – Люси, Эдвард, Сьюзен и Питер – попадают в волшебную страну Нарнию через старый платяной шкаф. Им предстоят важные задачи. Во-первых, Нарнии грозит беда: власть захватила Белая колдунья, которая хочет уничтожить все самое доброе и прекрасное, что есть в этой стране (именно из-за колдуньи в Нарнии уже много лет не наступает Рождество). Во-вторых, опасность угрожает Льву Аслану, Который много веков назад создал и весь этот волшебный, и реальный мир. Дети должны победить колдунью и стать королями и королевами Нарнии, так гласит древнее пророчество. Однако не только злое волшебство будем им в этом мешать… Дело в том, что все, кто встречаются с Асланом, встречаются и с самими собой – настоящими. Со всеми достоинствами и недостатками, свойственными человеческой природе. И преодолеть свое несовершенство можно только с помощью Льва, самого строгого и самого доброго на всем свете, Который готов пожертвовать Собой, чтобы спасти человека.
Фильм, снятый по одноименной сказке-притче английского классика Клайва Стейплза Льюиса, получился не столь глубоким, как книга. Но при внимательном просмотре и в нем можно увидеть те важнейшие смыслы, которые имел в виду автор «Хроник Нарнии». Ведь Лев – это образ Христа, Который идет на смерть ради спасения людей от греха. Конечно же, только с помощью Льва дети способны победить Колдунью. Но не менее важен и тот факт, что для этого потребуется вся их отвага, готовность пожертвовать собой и главное – любовь друг к другу и вера, доверие Аслану. Именно так и только так в реальном мире возможна победа над грехом и смертью. Человеку в одиночку это не под силу. Но если есть воля и желание изменить свое сердце – Христос обязательно приходит на помощь…

 

20. «Полярный экспресс». Режиссер: Роберт Земекис. США, 2004

Вряд ли режиссер Роберт Земекис когда-либо интересовался драматургией Евгения Шварца, но это никогда не волновало поклонников его творчества. Они любят его фильмы в частности за то, что режиссера интересуют разные жанры. Именно поэтому среди его работ столь непохожие друг на друга «Назад в будущее», «Форрест Гамп», «Изгой» и «Прогулка». В 2003 году Земекис решил попробовать себя в абсолютно новой стилистике и снять полнометражную 3D-анимацию, создав ее при помощи технологии motion capture («захват движений»). Когда-то он прочел книгу Криса Ван Оллсбёрга «Полярный экспресс». Текста в ней было немного, что компенсировалось бесчисленными иллюстрациями Ван Оллсбёрга, оказавшегося сильным художником. Концепция была готова, но режиссер решил добавить немало милых его сердцу уточнений. Например, в начале фильма кондуктор называет реальный адрес дома, где в детстве жил Роберт Земекис. Так появился мультфильм «Полярный экспресс».
Был вьюжный морозный Сочельник, то особое время, когда неудивительно, что один подросший мальчик призадумался, насколько реальны сказочные герои и что такое Рождество на самом деле. С тем он и лег спать. Но внезапно поднялся, услышав гудок паровоза, остановившегося, чтобы забрать его в необыкновенное путешествие в волшебную страну. А уж там его поджидал самый настоящий Санта-Клаус, живущий в окружении эльфов. И все они рады доказать парнишке, что настоящее чудо бывает в обычной мальчуганской жизни.
Надо иметь в виду, что главное в «Полярном экспрессе» не спецэффекты. Этот красивый и добрый фильм — напоминание взрослым о расставании с детством — одном из самых сложных периодов в жизни каждого из нас. И о том, как хорошо, важно быть рядом с детьми в это время и дать им шанс удостовериться: чудеса существуют для всех, умеющих верить. Словом, картина не только подойдет для семейного просмотра, она подарит особый рождественский настрой.
«Полярный экспресс» вошел в Книгу рекордов Гиннесса как первый фильм, где вся игра актеров передана оцифровкой реальных людей. Например, Том Хэнкс играет сразу пять ролей: мальчика, его отца, проводника, Духа Рождества и Санта-Клауса. Роли матери и сестры главного героя взяла на себя жена режиссера Лесли Хартер Земекис. А один из эльфов обрел внешность солиста группы Aerosmith Стивена Тайлера.
Даже паровоз, тянущий поезд, оказался копией паровоза Père Marquette 1225, который сохраняется в Железнодорожном институте города Овоссо, штат Мичиган. И запомните, в небольшой сцене в вагоне с брошенными игрушками есть кукла Эбинизера Скруджа из повести Чарльза Диккенса. Через пять лет Роберт Земекис снимет «Рождественскую историю» с Джимом Керри в главной роли, и тот будет как две капли воды похож на куклу Скруджа из «Полярного экспресса»…

21. «Новая рождественская сказка». Режиссер: Ричард Доннер. США, 1988

Кстати, о рассказе Диккенса. Знаете ли вы, какой рождественский сюжет оказался самым популярным у режиссеров и зрителей? Это «Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями» из «Рождественских повестей», написанная Чарльзом Диккенсом в XIX веке. Именно ее чаще остальных экранизируют и цитируют в кино. Первая — немая — экранизация «Рождественской песни» под названием «Скрудж, или Призрак Марли» пришлась на 1901 год. Прошли годы, а с ними десятки фильмов и мультфильмов, где прямо или опосредованно пересказывается сюжет «Песни». Большинство из них можно смело смотреть. И классическую британскую версию 1961 года «Рождественский гимн», и канадский сериал 1998 года «Скряга», и вышеупомянутую анимацию Роберта Земекиса. Но, воспользовавшись правом сказочника в этой истории, осмелюсь предложить вниманию зрителей «Новую рождественскую сказку». И потому, что главную роль в фильме играет любимый актер Билл Мюррей, и оттого, что снял его Ричард Доннер, почитаемый за «Мэверика» и «Смертельное оружие».
Еще один довод в пользу этой версии — хулиганская выходка режиссера, позволившего себе осо­временить известную повесть Диккенса. Впрочем, за канву событий можно не переживать: Доннер сохранил ключевые моменты превращения жадного эгоиста в добряка. Что касается кинорешения… Кажется, поначалу Мюррей не догадывается, какая ему уготована участь и наслаждается образом магната Фрэнка Кросса — уверенного в себе хладнокровного бизнесмена, со спокойной душой увольняющего сотрудников накануне Рождества без выходного пособия. Когда-то Кросс порвал с любовью всей своей жизни ради того шанса, что привел его на вершину телеиндустрии, и с тех пор уверен, что ему позволено обладать самым циничным и беспощадным чувством юмора в мире. И уж он, конечно, не собирается потакать младшему брату Джеймсу (Джон Мюррей), секретарше или сотруднику, позволившему себе перечить боссу. Чем ближе к рождественской ночи, тем больше требуется Кроссу отвратительных поступков: он будто не может ими насытиться. От падения в бездну его может спасти только чудо Рождества.
Интересно, что Доннер решил не ограничиваться переносом в новый мир лишь канвы сюжета: призраки, являющиеся Кроссу, также решили преобразиться в современных персонажей. И только Дух Рождества остался классическим молчаливым кошмаром. Ну а Билл Мюррей оказался бесподобным Кроссом-Скруджем. Благодаря таланту выглядеть комично в любой ситуации, ему удалось превратить своего персонажа в еще более непривлекательного человека, чем задумал Диккенс. С непринужденной легкостью он стал Фрэнком, ненавидящим Рождество. Поклонникам Мюррея посмотреть именно эту экранизацию повести будет особенно интересно: «Новая рождественская сказка» — единственный фильм, где помимо самого Билла, снялись все три его брата: Джон Мюррей, Джоэл Мюррей и Брайан Дойл-Мюррей.
Картина Доннера — современный святочный рассказ без Санта-Клауса, сказочных оленей и эльфов. Но его подлинность отнюдь не в появлении обязательного для последователей Диккенса Духа Рождества, он оказался настоящей притчей о раскаявшемся человеке. Благодаря этой истории зритель готов поверить, что, получив шанс исправить ошибки, измениться может даже человек с очерствевшей, разучившейся верить и любить душой. Что на Рождество даже закоренелому негодяю будет подарена возможность вернуться к настоящей жизни и христианским ценностям. Это и есть главная рождественская традиция.

22. «Эта замечательная жизнь». Режиссер: Фрэнк Капра, США, 1946

И раз уж речь зашла о традициях, попробуйте представить себе российский Новый год без фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Оказывается, английское Рождество отмечено обязательной декабрьской радиотрансляцией повести Дилана Томаса «Детство. Рождество. Уэльс». Своя классика есть и у Америки. Ровно 70 лет вся страна ежегодно пересматривает фэнтезийную драму «Эта замечательная жизнь» Фрэнка Капры, вышедшую в прокат в 1946 году.
Надо сказать, что история появления на свет этого фильма самая что ни на есть чудесная. В 1938 году историк, автор крупных монографий о Гражданской войне Филип Ван Дорен Стерн написал небольшой сказочный рассказ «Величайший подарок», сюжет которого ему… приснился. Несколько лет Стерн пытался найти издателя. Спустя 5 лет он, отчаявшись, напечатал на машинке двести копий рассказа и раздарил их друзьям как рождественские открытки.
Одна карточка досталась режиссеру Фрэнку Капре, выкупившему права на экранизацию за немыслимую для того времени сумму в десять тысяч долларов. Капра был несказанно счастлив — о такой истории он мечтал всю свою жизнь. Впрочем, поиски главного фильма не мешали режиссеру работать — и весьма удачно: немые комедийные бурлески-короткометражки сразу нашли своих поклонников. И немало. В 1933 году Капра попробовал свои силы в полном метре. Первый же фильм «Это случилось однажды ночью» с Кларком Гейблом и Клодетт Колбер получил пять «Оскаров».
Удачливый Капра! Чего никто не мог сказать о банкире Джордже Бейли (Джеймс Стюарт), главном герое фильма «Эта замечательная жизнь». Джордж жил в небольшом городке в глубинке. Он никогда не боялся труда. Ради брата, отца, соседей постоянно откладывал на потом свои мечты стать архитектором и путешествовать по миру. Джордж счастливо женат, у него четверо детей, но живут они в руинах, нуждающихся в ремонте. Он не жалуется, но однажды наступает предел терпению. С такой жизнью не грех расстаться, решает Джордж, явно забыв о том, что и «волос с головы вашей не пропадет» (Лк 21:14-19) без ведома Господа. И Спаситель мира не замедлил это доказать, послав на выручку Бейли еще не дослужившегося до крыльев ангела Кларенса (Генри Трэверс).
Этот фильм стоит смотреть не ради счастливого финала (в котором никто не сомневается) или забавных поворотов сюжета, хотя и они непременно будут. В первую очередь «Эта замечательная жизнь» — пример классического американского кинематографа, неустанно стоящего на страже семейных ценностей. Но это далеко не вся правда о нем. Смыслов намного больше, а идея гораздо глубже. Это рассказ об уходящих в прошлое, почти забытых сегодня качествах. Таких, как порядочность, честность, самоотверженность. О силе всеобщей молитвы, всепобеждающей любви и милосердии Божием.
Словом, неслучайно у картины Капры девять наград, 5 номинаций на премию «Оскар», и она входит в Национальный реестр лучших мировых фильмов США.

23. «Счастливого Рождества», Режиссер: Кристиан Карион, Франция, Германия, Великобритания, Бельгия, Румыния, 2005

Зато «Счастливого Рождества» — один из самых нетривиальных фильмов, посвященный христианскому празднику, нравится далеко не всем. После выхода на экраны в 2005 году поговаривали, будто он не слишком высокого качества. Ссылались на режиссера-новичка, который стал еще и автором сценария. Впрочем, критика не помешала фильму попасть на Каннский кинофестиваль, а американским киноакадемикам — выдвинуть военную драму Кристиана Кариона на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». Картине планировалось поставить рейтинг R, означающий, что лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого, но позже рейтинг изменили на PG-13 (детям до 13 лет просмотр нежелателен). По той причине, что дети должны знать и чтить историю своих стран.
В создании ее участвовало 7 стран: Германия, Бельгия, Франция, Англия, Япония, Румыния и Норвегия. Фильм посвящен всем солдатам, сражавшимся на различных фронтах во время Рождества 1914 года. «Счастливого Рождества» снят на основе событий, произошедших в районе Ипра (Бельгия), когда французские, британские и немецкие солдаты по неофициальной инициативе полевых офицеров заключили перемирие на рождественскую ночь. Но дело тем не кончилось: солдаты враждующих сторон решили устроить себе небольшие «каникулы», так что они не ограничились совместной молитвой на праздничной службе о мире и своих семьях, но сыграли в футбол и похоронили павших в боях, лежавших на «ничьей» земле. И, конечно, была любовь — огромная, жертвенная, сметающая на своем пути все преграды.
В единении на Рождество уставшие от боев люди нуждались во время Первой мировой войны. Фильм-память о тех событиях необходим сегодня, как напоминание о том, что «в нашей истории нет врагов. Есть только чудовищная пропасть между людьми в противоположных окопах. За какую бы сторону они ни воевали». Эти слова принадлежат Кристиану Кариону, сумевшему найти баланс в немыслимом сочетании войны и Рождества. В этом фильме практически нет батальных сцен, поскольку он не о военных подвигах или великих сражениях, это непрерывная цепь рассказов о человеческих судьбах, поступках. О том, что оставаться верным долгу, чести, стране и Богу можно и нужно даже в самых невероятных, невыносимых условиях. И, конечно, о том, что Господь не выбирает для чудес специальные, особенные места, они происходят везде и всегда. Особенно на Рождество.

 

Есть еще одна категория рождественских фильмов, о которых мы вспомним, но подробно исследовать не станем — праздничное приключенческое кино для детей и подростков. Поклонники советского кинематографа припомнят «Морозко» или «Новогодние приключения Маши и Вити». Остальные, наверняка, первым делом назовут фильм «Один дома». Но есть еще один, почти забытый сюжет. Это книга Марка Твена «Принц и нищий». У повести существует «летняя» вольная киноверсия поменявшихся ролями детей «Двое: я и моя тень». А в 2002 году Эсме Ламмерс выпустил рождественский вариант приключений. Режиссер назвал фильм совместного британско-голландского производства «Том и Томас». Возможно, посмотрев его, дети захотят прочесть первоисточник, который, безусловно, интереснее и богаче любой киноверсии.

24. «Жена епископа». Режиссер: Генри Костер, США, 1947

И, наконец, мы добрались до классического чудо-кино, безоговорочно любимого многими поколениями тех, кто верит в сказки. Пальму первенства в этой категории прочно держит Голливуд, исправно поставляющий ежегодно с пяток фильмов подобного содержания, большая часть которых мгновенно забывается. Некоторые же остаются в памяти, и их бывает приятно пересмотреть на Рождество. В первую очередь на ум приходят «Чудо на 34-й улице» и романтическая комедия «Жена епископа» режиссера Генри Костера.
Последняя, едва появившись на экранах в 1948 году, вызвала небывалый ажиотаж. А все потому, что Костер обладал безоговорочным чутьем при выборе актеров. Во так и получилось, что Кэри Грант, обладающий кроткой, но безоговорочно покоряющей мир улыбкой, сыграл самого настоящего Ангела. Он, правда, перемещается по праздничным улицам без крыльев и отзывается на забавное имя Дадли. Он вроде как бесцельно фланирует, приятно проводя время в общении с милыми незнакомцами, на самом деле Дадли точно знает, что его цель — семья протестантского епископа Брогхэма, забывшего за повседневными заботами и проблемами о том, что главное в жизни каждого христианина и честного человека.
Режиссер применяет очень интересный прием. Назвав фильм «Жена епископа», он будто бы забывает о том, что речь на самом деле не о ней, вынуждая тем самым зрителя задуматься: отчего не сочетаются смысл и название. В поисках ответа постепенно приходишь к выводу, что фильм не настолько прост. Даже при Кэри Гранте картина «Жена епископа» могла заслужить полнейшее забвение, но Костер закамуфлировал под простенькую романтическую комедию глубокий смысл. «Здесь многие не знают, куда едут. Но хотят добраться туда побыстрее». Эта реплика веселого таксиста Сильвестра неслучайно будет произнесена в середине фильма: отсюда, с этого момента у главных героев начнется обратный путь к себе. К жизни.

Источник Фома

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *