О чем молчит Рахманинов: Денис Береснев и Антон Жуков

Денис Береснев и Антон Жуков: творческий вечер друзей — в объективе Александра Калуцкого.

Музей Нади Рушевой в Москве сегодня являет собой некую красивую гавань, где стоит на рейде изобразительное искусство, и куда заходят, следуя верным курсом, другие виды искусств: литература, музыка, театр, кино.

Недавно вот с огромным успехом прошел творческий вечер двух друзей, представителей Московского драматического театра «Сфера» : музыканта и дирижера Антона Жукова и актера Дениса  Береснева.

Денис Береснев фото

О чем молчит Рахманинов: Денис Береснев и Антон Жуков

Говорят же, опасайтесь встреч с людьми увлеченными — сами увлечетесь. Вот и я, после этого вечера, стал поклонником Рахманинова, хотя до этого он находился где-то за периметром моих музыкальных пристрастий.

Почему стал поклонником? Да потому что Жуков — ценитель этого выдающегося композитора, большой его знаток. И так о нем рассказывал, с таким вдохновением,  с такой впечатленностью гением, что не «заразиться» Рахманиновым на этой встрече было просто невозможно.

Да ладно бы просто рассказывал, еще ведь исполнил второй концерт Рахманинова на фортепиано, практически по памяти, и ей Богу, я услышал океан. Поскольку звуками океана наполнено это музыкальное произведение.

И вроде акустика подвела, и пальцы у музыканта подрагивают  от волнения, да и фортепиано-электронное. Но океан! Слышится океан: громит прибой береговой гранит, шумит волна, дымиться пена и чайки кричат над волнами.

Бесспорный талант Антона, ограненный прекрасным, академическим образованием, делает Жукова одним из заметнейших музыкантов современности.

Выпускник  специальной музыкальной школы , МК МГИМ имени Шнитке и РАМ имени Гнесиных , Антон Жуков является победителем престижных всероссийских конкурсов, таких, к примеру, как Всероссийский конкурс имени Андреева ( I премия) , Всероссийский конкурс имени Рожкова (Гран При),  Международный конкурс «Учитель и ученик» (Москва – I премия) .

О своем кумире Рахманинове Антон готов говорить часами. Пожалуй, другого такого знатока этого композитора трудно сыскать, поскольку в основе рассказа Жукова не только академические знания биографии Сергея Васильевича, но и подлинный талант музыканта, сполна позволяющие Жукову  оценить Рахманинова и как неординарного человека, и как выдающего творца.

С особым каким-то тактом и уважением отзывался Антон Жуков о дружбе Рахманинова и Шаляпина, справедливо полагая, что внутренние миры этих огромных художников, пересекаясь, накладываясь и взаимодействия, взаимодополняли друг друга, рождали новые, мысли, чувства и краски.

Пожалуй, исходя из этого творческого понимания дружбы тех великих, можно оценить и дружбу этих наших современников Жукова и Береснева, которая неизменно выливается в некий завершенный акт совместного творчества, будь то творческий вечер или работа над фильмом Сергея Никоненко «Охота жить», где Береснев выступает, как актер, автор песен и их исполнитель. А Жуков, как музыкальный руководитель картины.

Теперь я с полной уверенностью могу утверждать, что этот фильм –в музыкальной его части- звучит во многом благодаря тому, что те самые ребята — ответственные за музыку – друзья!

Спелись они, в хорошем смысле, и в музыке, и по жизни. И дружбе такой можно только позавидовать.

Вы бы видели, с каким уважением, восхищением и тактом относились два героя творческого вечера друг к другу. С какой невольной гордостью воспринимал каждый из них  удачу, успех товарища. Шаляпин с Рахманиновым позавидовали бы!

Антон рассказывает, как он представлял на суд Никоненко текст для песни к фильму, сочиненный Денисом. Вспоминает вроде как забавную веселую историю, непринужденно, образно, с юмором. Но в этом легком  «с виду» монологе — такое переживание за судьбу произведения друга, что- кажется- Антон жизнь готов за него отдать, как за свое.

А Денис! Едва начинает выступление Антон, Денис тут же превращается в самого благодарного зрителя и слушателя, обращающего к зрителям молящий взор: оцените, поддержите!

Вообще, знаете, что такое работа актера, я смог сполна почувствовать лишь на этой встрече. Зал маленький — артист на виду, близко, чуть не на ноги наступает. И эмоция, и мимика, и вся эта чувственно — физическая механика, что движет актера — она прямо перед тобой .

Самое начало встречи. Зал еще насторожен, не расположен, не разогрет, а Денис берется читать рассказ Зощенко «Актер» — эмоционально очень сложное произведение, где в сжатую форму упрессовано целое трагикомическое полотно. Вкратце суть: монтер подменяет актера, играющего купца, которого, по сценарию, обирают разбойники.

Так вот этого монтера, по ходу пьесы, актеры втихаря начинают обкрадывать по — настоящему. То есть, лезут к нему в кошелек. Там полная гамма чувств и драматургия. Недюжинным мужеством надо обладать, чтобы начинать с такого фортеля перед незнакомой аудиторией. Береснев начинает.

Проходит сюжет на едином дыхании. Где-то подмигивает, где-то импровизирует, но, в общем и целом, профессионально расставляет акценты. И вот — финал. А в зале тишина. И не понятно успех или провал. И вдруг взволнованный голосок зрителя – школьника ( вечер был ориентирован в основном на школяров):

— Дядя, дядя, а зачем же вы им кошелек -то отдали?!

Вот это вхождение в образ! Мальчик всю эту историю воспринял близко к сердцу, поверив, что актер рассказывал о себе.

Надо ли говорить, что после этого недоверие зала улетучилось, актер и зритель влюбились друг в друга. И вечер принял задушевный характер. Так, одним блестящим броском мастера поменял  Денис Береснев атмосферу встречи, задал тон, уровень, масштаб и перспективу.

И теперь я вполне доверяю тем критикам, которые считают, что Пушкин, которого играет Денис в своем театре «Сфера»,- это лучший Пушкин, среди сыгранных современными актерами.

А школьники! Сколько нового узнали они о том же Рахманинове, о театре, о кино, о музыке, о дружбе…

Денис Береснев — выпускник знаменитой «Щуки». Играет в театре, снимается в кино. В частности, мы можем видеть его в сериале «Кремлевские курсанты», или в картине «Превратности любви». Не такая уж богатая пока фильмография, что и неудивительно: Денис — как и его друг Антон- человек молодой. Так что все только начинается.  В своем театре Береснев занят в постановках «Я пришел дать вам волю», «Доходное место», «Царевна Подщипа».

Его работы, как правило, заметны, роли значимы.

Конечно, пересказывать номера той встречи — бессмысленно. Но вот эта вот очень органичная смена амплуа Денисом Бересневым, когда он, фактически на едином дыхании превращался из актера в поэта (пишет великолепные стихи), исполнителя, чтеца, это факт без сомнения невероятный.

Завидую картине  «Охота жить», для которой Денис написал песни, одну из них он спел на встрече под гитару. Прекрасное исполнение, чудесная песня, от которой действительно захотелось жить, потому, что талантлива.

Под стать своему другу, совершенно неповторим был и Антон Жуков, под занавес встречи виртуозно «выписавший» обыкновенной балалайкой красивейшее, сложнейшее попурри по мотивам современных шедевров мировой музыки. И та самая рука музыканта, которая трепетно подрагивала на клавишах, жестко вибрировала теперь над ладами, становясь невидимой. И в нем, в этом полете руки, летела душа Антона от фортепиано до балалайки и везде вызывала к жизни музыку.

А что вы хотите, ведь балалайка-это, пожалуй, самый любимый инструмент музыканта. Он занимается ею с четырех лет. И неспроста. Ведь родился Антон Жуков в провинции, в  Липецке, как говорится — у корней. Отсюда и понимание народных мотивов, тяга к народным инструментам.

Отсюда же, видимо, его увлеченность Шукшиным. Кстати, Антон является организатором и руководителем Шукшинского фестиваля. Шушкинская же тема объединила его с кинорежиссером и актером Сергеем Никоненко, который тоже заядлый шукшинист.

И вот теперь я думаю, о чем был тот вечер? О мастерстве, вдохновении, профессионализме, таланте? Без сомнения!

О том, что перекличка двух пусть и разнонаправленных талантов всегда порождает целостный художественный диалог? Наверняка!

А еще он-о дружбе. Которая, сама по себе уже искусство.

А еще: пойду в театр «Сфера» специально «на» Дениса Береснева.

И буду слушать Рахманинова, второй концерт для фортепиано с оркестром, потому что, как мне кажется, теперь знаю, о чем он.

Александр Калуцкий

 

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *