Открыл ли Колумб историческое Новое время?

Что лежит в основе хронологического выделения Нового времени? Это не попытка подробно изучить факты из истории Нового времени, а задать тему дискуссии. Это приглашение к дискуссии!

Открыл ли Колумб историческое Новое время?

БАТУРИН В. Н.

Директор русского культурного

фонда «Долги наши»

Аннотация: Цель этой статьи – на примере исторического Нового времени установить, что лежит в основе его хронологического выделения – смена способа производства с феодального на буржуазный или смена идеологической парадигмы в Западной Европе. Кроме того, автор пытается не подробно изучить факты из истории Нового времени, а задать тему дискуссии.

Annotation: The purpose of this article – on the example of the historical set of modern times, which is the basis of his chronological allocation – a change from the feudal mode of production or a change in the bourgeois ideological paradigm in Western Europe. The author also tries not to examine in detail the facts from the history of modern times, and specify the subject of discussion.

Ключевые слова: православие, историческая наука, хронология новой истории
Key words: Orthodoxy, historical science, a chronology of new history

«Лукавством ласковых речей
Вам не лишить меня рассудка
Я знаю многих Вы милей,
Но вас любить большая шутка» – эти строки Баратынского в полной мере можно и нужно отнести к такой капризной даме как История и ее греческой музе Клио. Действительно, история самая лукавая из всех наук, поспорить с ней в лукавстве может только наука наук – философия. При этом история самая популярная наука, ей как футболом, интересуются ВСЕ и в ней, как в футболе, каждый профессор. Есть доказательное мнение, что наша история вообще не наука.

Англичанин Карл Поппер в 1935 году разработал философскую доктрину, согласно которой фальсифицируемость (опровергаемость) теории, например, исторической концепции, является необходимым условием ее научности.

«Я бы хотел провести, различия между наукой и псевдонаукой, прекрасно зная, что наука часто ошибается, и что псевдонаука может случайно натолкнуться на истину». (К.Р. Поппер).

Например, советская историческая наука для объяснения объективных реалий прошлого и прогнозирования будущего использовала, якобы научный принцип исторического материализма Маркса–Энгельса–Ленина. Марксизм при своем рождении был вполне научным, он давал предсказания (грядущие социалистические революции, их сроки и государства), которые казалось должны были сбыться. Но они не сбылись.

«Однако вместо того, чтобы признать это опровержение, последователи Маркса переинтерпретировали и теорию, и свидетельства с тем, чтобы привести их в соответствие. Таким путем они спасли свою теорию от опровержения, однако это было достигнуто ценой использования средств, сделавших ее неопровержимой. Таким образом, они придали своей теории «конвенционалистский характер» и благодаря этой уловке разрушили ее широко разрекламированные претензии на научный статус» (К.Р. Поппер).

Вся существующая ныне в российском образовании, включая университетское и академическое, хронология истории основана на эволюции «общественного бытия» (основоположники марксизма считали «общественное бытие» своим открытием, хотя на самом деле они это явление, просто «изобрели» в своих головах).

Именно из-за своей наукообразности марксизм стал так популярен на Западе, откуда на рубеже XIX–XX веков пришел в Россию, где после большевистского переворота в октябре 1917 года стал государственной идеологией, заняв место Православия.

Наша русская историческая традиция, идущая от «Повести временных лет» была отвергнута, а взамен в СССР была создана «вульгарно-марксистская классовая историческая школа М. Покровского, создавшего «красную профессуру» и переписывавшего в первое десятилетие после революции русскую историю в ненавистническом духе классового социологизма». [1]

После распада СССР, в нашей исторической науке мало что изменилось, во всяком случае метод познания истории, остался тем же, марксистским, основная движущая сила истории – это противоречие между уровнем производительных сил и характером производственных отношений, как результат смена общественно-экономических формаций, общественное бытие определяет общественное сознание…

Отсюда сохранившаяся с советских времен хронология истории человечества: история Древнего мира или рабовладельческая эпоха, Средневековье или феодализм, Новое время или капитализм. Вот так и живем, учим свою молодежь тому, что казалось истинным больше ста лет назад и давно перестало быть истинным, не прошло проверку будущим, а ведь история – это не архив прошлых событий, это эволюция мировоззрения субъектов исторического времени: человека, семьи, общины, народа.

Именно в этом смысл и ценность исторической науки, а не в различных схемах познания истории, они приходят и уходят, да и цель этих теорий предсказать будущее, желательно счастливое и богатое.

Появление истории как науки прямое следствие Евангелия Иисуса Христа и появление феномена христианства

Именно искупительная жертва Христа придала человеческой истории смысл, НАЧАЛО, или сотворение Богом мира из ничего, и КОНЕЦ, связанный со вторым Пришествием Христа Спасителя и Страшным судом. Теперь время стало линейным, и стал понятен вектор его направленности.

В дохристианский, античный период все события в жизни людей представлялись циклически повторяющимися, у греческих философов отсутствовало осмысление возможного конца всего, прошлое было лишено исторического смысла, как приближение ожидаемого, прогнозируемого будущего, будущее творилось в настоящем. Были описания жизни великих людей, анналы, как назидание потомкам и цель жизни, как сказал Гераклит: «Боги – это бессмертные люди, а люди – это смертные боги!»

Если рассматривать историю все же как науку, то хронологически человеческая история делится на дохристианскую, т.е. историю язычества, и христианскую, связанную с ожиданием Конца Света. История язычества имеет дофилософский период, где доминирует история Древнего Египта и Месопотамии, ее Халдейский и Ассирийский периоды. Особняком в этом периоде стоит история Финикии.

С VII–VI веков до Р.Х. начинается философский период в истории язычества, формируются национально– этические традиции: средиземноморская, на основе древнегреческой философии, прежде всего Платона, восточная, религиозно-философская, на основе буддизма, персидская на основе зороастризма, и, конечно, иудейская, монотеистская на основе Пятикнижия Моисея.

Хронология христианских периодов включает в себя довизантийский, заканчивающийся 325 годом, годом I вселенского собора под председательством императора Константина, доисламский, заканчивающийся V-ым Вселенским собором 535 года императора Юстиниана I Великого, размежевания единой Вселенской, кафолической Церкви на национальные, автокефальные, заканчивающийся расколом 1054 года, Католический или латинский, заканчивающий падением Константинополя в 1453 году, Новое время, продолжающийся и сейчас, и сущностью которого является противостояние Православной Руси-России и Протестантского Запада.

Предложенная хронология и сущности исторических периодов возвращают истории ее смысл как науки о прошлых реальностях, а не выдумках о прошлом в угоду настоящему. Миром правят идеи, а не «общественное бытие», именно поиск во всем Идеала и идеальности движет историю человечества, а не успехи в экономике. Экономика служанка Идеи, а политика – это искусство объяснения экономики – домостроительства, по-современному государственного строительства через поставленную цель – Идеал. А что мы имеем сейчас.

Откройте любой учебник по истории Нового времени, и вы убедитесь, что экономика государств и территорий живет сама по себе и связывается с классовыми противоречиями и борьбой за собственность.
На самом деле все исторические события Нового времени связаны с изменением в католической Европе идеологической парадигмы.

Это очень важно, современный акцент в нашем историческом образовании на первостепенность материальных, денежно–капиталистических факторов в историческом процессе, уже породил целое поколение киборгов, детей асфальта и твиттера, рыцарей биржевых спекуляций и американского доллара.

Какова сущность Нового времени в российской современной исторической образовательной доктрине?
Цитирую: «разложение феодальных и зарождение буржуазных отношений преимущественно в странах Западной Европы».
Отсюда предмет изучения истории этого периода: «общие закономерности и региональные особенности этого разложения».

Эти цитаты взяты из аннотации к курсу лекций одного очень уважаемого и на мой взгляд добросовестного ученого (не буду называть его имени), там еще написано «предназначается для студентов и всех, кто интересуется историей».
Студенты исторических факультетов ВУЗов – это будущие учителя истории и научные работники, что они понесут в смысле «доброго и вечного» своим ученикам, будущим гражданам России? В том то и дело, учить они будут тем ценностям, в истинности которых их убедили в «альма матер».

Ученик Декарта философ Мальбранш сказал: «В основе всех человеческих несчастий лежат ложные представления!» – это очень про нас, на своем пути к русскому счастью мы всегда садимся не на тот поезд, на который у нас билет. Деревянный Буратино безусловно является символом нашей современной России, помните выбор Буратино: он продал свой букварь и вместо изучения истинных наук пошел в кукольный театр за иллюзией счастья. Справедливости ради нужно отметить, что Буратино в конце концов одумался и вложил вырученные деньги в родную землю, которые правда сразу украли, но сейчас в России, мы свои деньги и сами отдаем иностранцам.

Но мы отвлеклись. Цель этой статьи – на примере исторического Нового времени установить, что лежит в основе его хронологического выделения – смена способа производства с феодального на буржуазный или смена идеологической парадигмы в Западной Европе. Слов нет, материальные изменения в мире за последние пятьсот лет поражают воображение и «первотолчок» этих изменений родом из Западной Европы. Вопрос откуда конкретно?

Наша историческая наука начало Нового времени связывает с 12 октября 1492 года, когда Колумб добрался до одного из Багамских островов, которому дал название Сан-Сальвадор. С этих пор 12 октября считается официальной датой открытия Америки и началом эпохи Великих географических открытий.

«Открытие Колумбом нового Света можно рассматривать как точку отсчета открытий, повлекших за собой кардинальные изменения… в представлении людей о планете Земля, ее месте во Вселенной и природе вещей». [2]

Очень спорное утверждение, если учесть, что Колумбом при планировании этой экспедиции двигала прежде всего алчность и жажда наживы, да и цель Колумба была Индия. Испанские христианские короли Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская долго не хотели иметь ничего общего с жадным Колумбом, только желание опередить Португалию и частный характер экспедиции склонил их к соглашению на условиях Колумба.

Кстати, «Бог шельму метит», Колумб умер в нищете. Но все по порядку.
2 августа 1492 года от Рождества самого великого еврея – Иисуса Христа крещеный испанский еврей Христофор Колумб отплыл вечером этого дня на трех каравеллах из порта Палос через Атлантический океан в поисках нового пути в Китай и в Индию.

В этот же день другой крещеный испанский еврей Томас де Торквемада, первый в истории великий инквизитор Испании и Римской католической церкви, изгнал из Испании ортодоксальных евреев и арабов мусульман. Случилось это потому, что Гранадский эмират и его последний король – мавр Боабдил капитулировал, объединение Испании, или Реконкиста завершилось. Все евреи и арабы, не пожелавшие креститься, были изгнаны.

… «Лишенные состояний и прав, они толпились у причалов испанских гаваней, но на корабли их сажать не торопились!» …

История Реконкисты (освобождения) начинается с VIII века и связана с рождением Ислама.

Короткая справка. «Родившийся в Мекке около 570 года Мухаммед был до 40 лет, до 610 года торговцем, сделавшим, правда, много путешествий по своей разноплеменной и разноверной Аравии, а также по Палестине и Сирии… Мухаммед знал священное Писание иудеев и христиан и признавал всех патриархов и пророков, и особенно Христа, подлинными посланниками Божиеми. Но считал таким же посланником и самого себя.
Аравия созревала для некоторого религиозно–творческого синтеза. Тут существовала смесь народов и религией. Все еретики иудейские, христианские, персидские, египетские убегали в Аравию и селились там. Ждали только какого–то толчка». [3]

Изгнанный первоначально из родной Мекки Мухаммед нашел опору в соседней Медине, где издавна существовала большая колония иудеев. Есть все основания полагать, что именно с помощью иудеев появился письменный Коран, сам Мухаммед был неграмотным. Теперь у мусульман появилось Священное Писание и на его основе новая монотеистская религия – Ислам, очень близкий к иудаизму.

«Наступил исторический конец великой эпохи, начавшейся завоеванием Александра Македонского. После 1000 лет эллинизма и 700 лет господства римского орла началось великое отступление европейской культуры из этих пределов! …» [3]

Христианство явилось разрешением мирового идеологического противоречия между эллино-философской и иудейско-законнической традициями мироустройства через Евангелие Иисуса Христа.

При этом христианство имеет смысл и законченность лишь через признание откровений Сына Божьего о Святой Троице и Боговоплощении. Любое искажение смысла этих откровений приводит к потере Идеала в земной жизни людей и, как следствие к ошибочной экономике или принципам государственного строительства.

В 325 году христианство стало государственной идеологией Римской империи. Попытки найти компромисс между язычеством и христианством привели к первой всеобщей ревизии христианства – арианской ереси, которая ставила под сомнение единосущность лиц Святой Троицы, из арианских споров родились новые ереси, прежде всего несторианство и монофизитство, силовое принуждение к принятию после IV Вселенского собора в Халкидоне канонического Символа веры привело к протесту, прежде всего национальных, негреческих окраин Римской империи, искусственные «ограничения» привели к движению по созданию национальных автокефальных церквей в основном еретических. Именно эти территории добровольно примкнули к Исламу.

В 415 году от Рождества Христова в городе Александрии, входившем в состав Восточной Римской империи, случился еврейский погром, в результате которого имущество александрийских евреев было расхищено, а сами евреи были из города изгнаны, Приказ об изгнании евреев пришел, скорее всего, из Константинополя, а исполнителем был «голодный и бедный» христианский александрийский пролетариат. А заказчиком были, скорее всего, константинопольские купцы – римляне-греки! Нужно отметить, что александрийские евреи были самыми образованными и профессиональными, т.е. самыми умными людьми того времени. Из Александрии евреи вынужденно переселились на запад Европы в Италию., а оттуда в Испанию, где после разграбления Рима варварами и всеобщего запустения сохранилось государство вестготских королей-христиан.

В течение VI–VII веков отношение христианских королей к евреям было очень терпимым, евреи очень много сделали чтобы во времена «темных веков» сохранилось государство вестготских королей. В VIII веке король вестготов стал притеснять евреев, опять, как и в Александрии, захотелось «отнять и поделить» богатство евреев. Как будто их богатство было в деньгах! Нет, их богатство было в уме! А что в результате? Евреи два раза на одни грабли не наступают. Именно еврейская диаспора Испании обеспечила мгновенное завоевание вестготского государства мусульманами – арабами. Вот как достали их «братья–христиане»!
Взятие арабами столицы вестготских королей города Толедо было обеспечено изменой живших в городе евреев. Евреи и по всему Пиренейскому полуострову оказали арабам-завоевателям деятельную помощь.

За свою поддержку завоевателей-арабов испанские евреи были вознаграждены по– царски, они получили в Испании такие привилегии, что можно говорить, что настоящая «земля обетованная» для евреев – это Испания. Именно Испания дала миру понятие – евреи-сефарды, которое стало синонимом умного, образованного человека. (Между прочим, евреи в Испании были государствообразующей нацией около 800 лет, больше, чем в Израиле!)

Начало завоевания Испании положил Тарик ибн Зийад, полководец берберского происхождения (в Испании берберов, коренных обитателей Западной Африки, территории бывшего Карфагена, будут называть маврами); который по собственной инициативе и на свой страх и риск разгромил Вестготское королевство. Как мы знаем, без евреев здесь не обошлось. В честь этого выдающегося для Испании и мусульманского мира события скала на европейском берегу, где он высадился, была названа его именем – Джабаль-аль-Тарик, ставшее потом «Гибралтаром». Было это во время правления в Сирии мусульманской династии Умаййадов.

В 750 году во время «аббасидскцй резолюции» все Умаййады, кроме одного, были истреблены новой династией.
Именно этот случайно спасшийся представитель свергнутой династии и бежал в Испанию, где еще оставались его союзники – берберы, которые и помогли ему стать основоположником блистательной династии Абд ал- Рахманов (дословный перевод – пришельцы, т.е. пришедшие в Испанию). Правили они с 755 по 1031 год, в 929 году знаменитый Абд ал-Рахман III провозгласил себя халифом (царем).
Вот таким очень случайным образом сложился уникальный союз просвещенных (Умаййады были сунниты, причем очень неагрессивные и веротерпимые) мусульманских правителей-суннитов, берберов-мавров, отличных воинов, и испанских евреев, потомков «умных» александрийских евреев. Этот союз создал уникальную испанскую цивилизацию, основанную на умном использовании местных природных условий в целях накопления богатства. Именно в Испании евреи получили возможность использовать свои знания и мастерство во всех областях экономики, культуры и государственной политики. Только в Испании евреи показали себя талантливыми землевладельцами и земледельцами.
Именно в Испании на рубеже X–XI веков евреям удалось создать прообраз идеального государства (до сих пор эту планку государственной гармонии никто не превысил) – аграрно-мануфактурно-торгового государства!

Со времени мусульманского завоевания еврейское землевладение в Испании стало настолько значительным, что можно говорить о феномене еврейской культуры. Уже к десятому столетию у еврейской диаспоры в Испании не торговля и ростовщичество, а землевладение и земледелие составляло основу материального могущества. Евреи-земледельцы своим умом и мастерством способствовали постоянному улучшению земледельческой культуры и техники. Интересный факт.

При практически стопроцентном использовании полива евреями-земледельцами в Испании не известим случаи массового засоления земель. Значит, потомки александрийских евреев учитывали печальный опыт Вавилона и эффективно использовали искусственный дренаж почв. Вполне вероятно, что именно они его и изобрели! Кроме зерновых, огромное развитие в Испании (конечно, под руководством «умных» евреев) получило виноградарство и садоводство, в частности оливки. Прибавьте суда хлопководство и шелководство. Имея такую аграрно-сырьевую базу огромное развитие получила мануфактурно-ремесленная деятельность. И, опять главными поставщиками умений и мастерства были испанские евреи!


Безусловный успех ислама, его победное шествие по местам первохристианским, греко-иудейским несомненны. В результате мусульманской станет вся империя Александра Македонского, кроме ее западных окраин, где основным языком был латинский. Мы уже говорили, что ислам был очень близок к иудаизму, т.е. это прежде всего религия жизни, вечная жизнь в раю, вторична и зависит от твоих дел при жизни. Есть подробный перечень таких дел, выполняй их и у тебя будет хорошо: и на этом свете, и на том.
Почему ислам, выросший из иудаизма, победил Византию? Почему Реформация, полностью поддержанная евреями и их деньгами, победила католическую Европу? Почему большевики-евреи победили православную Россию?
Причина одна и та же: упрощение христианства и его вульгаризация, сведение христианского мировоззрения к национальной традиции, обрядам, внешним эффектам и замена экономики, т.е. принципов государственного строительства на языческие, а-ля первый Рим, и на монотеизм, а-ля Израиль с моисеевым Законом.
Здесь необходимы некоторые философские пояснения: греческая философия в лице Парменида дала миру гениальную догадку о неделимости и бездвижности бытия и отсутствии небытия. Соответственно единственная возможность «творения мира» творить его Богом «из себя», но тогда, что делать с очевидной множественностью мира и движением. Парменид утверждал, что это только нам кажется.

Первые монотеисты – евреи (хотя вопрос спорный, возможно первым был грек-философ Ксенофан) в своем Пятикнижии продекларировали откровение Бога, что «мир был сотворен Богом из ничего».
Единство и Абсолютность бытия Бога и множественность мира соединил Иисус Христос через откровение о Святой Троице и Боговоплощении. С появлением Евангелия Иисуса Христа все стало на свои места, у «творения мира из ничего» появился смысл. Суть этой христианской доктрины Святой Игнатий, епископ Антиохийский определяет, как «домостроительство», т.е. «планомерное созидание «нового человека» вместо ветхого, растлившего себя и мир грехом. Начинается новый совершенный человек, с момента зачатия и рождества Иисуса Христа, чем полагается начало «реальному упразднению смерти». А завершится это упразднение только «по воскрешению из плоти». [4]
Понять это новое «домостроительство» неподготовленному и непросвещенными человеку очень сложно, человеку нужно этому учить, для этого и была создана Церковь.

«Евангелие приковывает наше внимание не к нумерическому единству Бога Отца, а к откровению Его в Сыне и Заместителем Его – Духе Святом, т.е. к трехличности Божества. Это полный взрыв философско-математического мышления. Эллинская философия, заняв верховную позицию монотеизма очутилась перед антиномической загадкой: откуда же и как рядом с абсолютным единством явилось относительное множество разнообразия, вся пестрота космоса? Как, чем, каким мостом перекрылась эта непереходимая логическая пропасть? Это крест «для ума эллинской философии… «Все из воды», «Все из огня», «Все из вечных споры стихий» и т.п., то есть весь мир ткется из материи того же абсолютного бытия. Так принцип абсолютности бесполезно разрушается и все равно цель не достигается: источник конечного, множественного бытия остается загадкой. В этом вечная немощь пантеизма, не перестающая, однако, соблазнять, казалось бы, немалые умы даже наших современников. Без иррациональной идеи свободного творения Богом мира «из ничего» все равно зияющая бездна между Богом и миром рационально-философскими средствами ничуть не устранима… [5]

«Иррациональная идея» – это ключ к пониманию Евангелия и всего христианства. В этом христианская новизна в экономике – домостроительстве. Принципы христианского домостроительства очень простые: этот мир грешен и побежден злом и другим он уже никогда не станет, поэтому конец – апокалипсис этого мира предопределен. Бог давно бы махнул рукой на наш мир, но на то он и Бог, чтобы дать человекам последний шанс. Через Иисуса Христа он возвестил нам возможность Спасения, эту возможность он предоставит людям по благодати своей и, по нашей Вере в Него. Когда это будет? Когда это Евангелие будет проповедовать всем живущим на Земле людям, чтобы каждый сделал свой выбор.
Вот и все. Отсюда цель земной жизни человека: проповедь Евангелия и стремление к Богоподобию. Но в этой простоте заключается и великая сложность. Как построить государство, где отсутствует стяжательство, желание прожить за счет других, что делать, если на тебя нападают и хотят убить…
Вопросы, вопросы, вопросы…

Мы уже говорили, что «христианство по своим культурно-историческим прецедентам есть синтез двух течений: эллино–философского и иудейско-законнического». [6] И даже больше, чем синтез – совершенно новое откровение, но только облаченное в традиционные одежды двух великих и столь разрозненно живущих преданий.

Главная особенность истинного христианского государства в том, что оно не обещает человеку «рая на земле» а-ля коммунизм: «от каждого по способностям – каждому по потребностям». В этом и заключается христианский фокус, если вы будете жить по-христиански, искать Спасения в Царстве Божьем, то ваша жизнь на Земле сама по себе станет очень комфортной. Попробуем продекларировать этот тезис более «приземленно». Идеальная Россия – это государство, где за счет ежедневного «умного» труда его граждан почва становится плодородней, воздух – чище, а вода – прозрачнее. Все остальное будет приходить само по себе.
Внешне все очень понятно и просто, но на самом деле сделать это огромный труд, нужен «переворот в мозгах». Куда проще стать «второй Англией» или «второй Америкой», жить за счет присвоения прибавочной стоимости, т.е., обкрадывая кого-то, ведь по своей экономической сути прибавочная стоимость – это недоплаченная заработная плата.

В дохристианской истории человечества были такие периоды, когда казалось, что рай на земле уже наступил: это полулегендарные времена царей израильских Давида и Соломона, на самом деле времена расцвета Финикии, эпоха Перикла в Афинах, эллино-еврейский период в Египте при Птоломее Филадельфе, начало Римской империи от Августа до Трояна, Багдадский халифат и, конечно мусульманско-еврейская Испания или Кордовский халифат.
Мы всегда вспоминаем в прошлом только хорошее, еще и приукрашиваем, пытаемся убедить себя, что «вот бы нам такую жизнь».

Построение человечеством идеального христианского государства и удалось, и не удалось.
Удалось трудами святых христианских подвижников сохранить в апостольской чистоте гармонию мировоззрения, привнесенного Евангелием Иисуса Христа, неискаженное христианское учение получило название Православие, или, точнее, Правоверие. Его носителем в XXI веке являются автокефальные Православные церкви и, прежде всего Русская православная церковь. Но светская, мирская составляющая христианства, создание единого или кафолического, вселенского идеального христианского государства не удалось. В XXI веке это особенно очевидно. Эту работу начал Константин Великий со своей матерью Еленой, именно заслуга императора Константина, что на I Вселенском соборе в 325 году был принят Символ Веры, который победил арианскую ересь и скатывание христианства в иудаизм и язычество.

«Вопрос заострялся до формулы «быть или не быть», не в смысле исторического бытия и роста христианства, а в смысле возможной неприметной для масс подмены самой сути христианства как религии искупления. Может было бы и проще, и успешнее преподносить массе христианство как религию моралистическую. На это упрощение и рационализирование христианства как раз и соскользнуло арианство. С арианской догматикой христианство, может быть, и не теряло бы своего пафоса, как религия евангельского братолюбия, аскезы и молитвенного подвига. По благочестию оно конкурировало бы и с иудаизмом, и с исламом. Но все это был бы субъективный морализм, как и в других монотеистических религиях. Для такой рациональной, натуральный религиозности достаточно было бы и Синайского Божественного Откровения, и уже совсем лишне, и даже бессмысленно было бы чудо Боговоплощения.
Вот это–то объективное чудо, это – та субъективная тайна христианства упраздняется арианством.

…Конечно, и прежде ереси искажали суть христианства. Но арианство было особенно тонкой и потому опасной ересью. Оно родилось из смешения двух тонких религиозно–философских ядов, совершенно противоположных природе христианства: яда иудастического (семитического) и эллинистического (арийского)». [6]

Арианство никогда не было побеждено христианством, из триадологических споров о сущности Святой Троицы арианство мутировало в споры уже христологические и оформилось в устойчивые и существующие до сих пор ереси: несторианство и монофизитство. Безусловная заслуга христианства, что было навсегда покончено с греческим политеизмом. У христианства остался один оппонент на право обладать абсолютной истиной – это иудаизм, замешанный на греческой философии, прежде всего на трудах Аристотеля. Именно, «яд иудаизма» в основе этих ересей, в отрицании единосущия лиц Св. Троицы, в признании Бога-Отца, главным Богом, и в отрицании единства двух природ Иисуса Христа – божественной и человеческой, т.е. Боговоплощения.

Из этих ересей «вырос» ислам, могильщик православной Византии, именно на почве мусульманской Испании «вызрело» итальянское Возрождение с философией Гуманизма, результатом которого стала Реформация – могильщик католической Европы.

В чем сущность Нового Времени в истории Европы? В отходе от католического и православного христианства и связанной с этими разновидностями экономики, как принципов государственного строительства (по греч. Домостроительства). Недовольство несправедливостями в христианском мире и на Западе, и на Востоке накапливалось веками, но нужно понимать, что это недовольство не ставило под сомнение христианство как мировоззрение с понятной целью земной жизни человека, все несправедливости касались власти, церковной и светской. По своей сути это было вполне здоровое явление, как и факт опубликования Мартином Лютером в октябре 1517 года 95 тезисов против индульгенций. Но к середине XV века в Западной Европе сформировалось и окрепло новое мировоззрение как альтернатива православию и католицизму – иудаизм испанских евреев. Вообще ислам спас евреев как народ. Общеизвестно, что Константин Великий был антисемит и называл евреев богоубийственным народом со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами, не надо забывать, что император Византии был самым могущественным правителем в том мире. Ислам для евреев был подарком судьбы, близкая к иудаизму религия дала возможность развитию еврейской диаспоре, даже при условии принятия мусульманства. Именно мусульмане-евреи возродили изгнанную из Византии древнегреческую философию и на основе ее подготовили создание нового мировоззрения – реформации, позволившей евреям к XXI веку реализовать на практике свою мечту «богоизбранности».

Новое время в Европе, прежде всего католической, практически оказались целиком связанные с еврейской наукой, деньгами, ремеслом и опытом международного общения, а вызрело Новое время в Х–ХII веках от Р.Х. в мусульманских Багдадском и Кордовском халифатах.
Великий еврей – мусульманин Абу Али Ибн-Сина, по-еврейски Авен Сена или Авицена, положил этому начало, а закончил испанский еврей мусульманин Ибн-Рушд (1126–1192 гг.) по-латински – Аверроэс. Аверроэс родился в знатной еврейской семье в Кордове, получил блестящее образование к Кордовской академии, после чего стал приближенным Кордовского халифа, по заданию которого прокомментировал в соответствии с исламом практически все трактаты Аристотеля, а также «Государство» Платона. За блестящее знание и понимание Аристотеля Аверроэса прозвали Комментатором, а Аристотеля – Философом, т.е. единственным и неповторимым. Как сказал Аверроэс: «Аристотель достиг пределов человеческой мудрости!»

Именно гениальное еврейское детище– аграрно-мануфактурная торговая трехсотлетняя испанская цивилизация, государственная гармония мусульман, иудеев и христиан, мавров и евреев, арабов и испанцев, государственный идеал непревзойденный и через тысячу лет после своего заката, именно «испанский феномен» дал жизнь мировой диаспоре евреев-сефардов (с конца XI века еврей-сефард – синоним умного, образованного и, как следствие, богатого человека), а зависть к евреям-сефардам породила всемирную юдофобию-антисемитизм.
Основанное маврами-арабами с помощью евреев в Испании государство Кордовский халифат, достигло своего «золотого века» к X веку. Столица – город Кордова, города – Севилья, Толедо, Гренада в X веке были самыми крупными и богатыми городами в Западной католической Европе. На всем Пиренейском полуострове сохранились лишь два небольших католических королевства – Кастилия и Арагон. Золотой век арабской Испании связывают с правлением царей – халифов ал-Рахмана III и ал-Хакера II (912–976гг.). В столице Кордове было около полумиллиона жителей мусульман, иудеев и католиков – христиан, свыше 100 000 каменных домов, огромное количество даже по меркам XXI века мечетей и дворцов. Как писали современники в X веке про город Кордову, «в этом мирном, образованном городе больше всего ценились не военные доблести, а достоинства ума. Ученый и поэт уважались в высших кругах более, чем блестящий воин. Сами халифы были поэтами и любителями наук; они тратили много денег на приобретения редких и дорогих сочинений; в дворцовой библиотеке было собрано около четырехсот тысяч свитков рукописей».

Кордовская академия в X веке считалась самой лучшей и знаменитой в Западной католической Европе. Ученых и писателей из арабов и евреев часто назначали на высокие государственные должности.

Огромное количество ученых евреев приглашались католическими королями Франции, Кастилии и Арагона, Англии, Германии в свои страны для разлития наук, ремесел и торговли. К началу XV века еврейские общины в странах католической неролы настолько окрепли и стали многочисленными, что казалось… никто не может пошатнуть их дальнейшего процветания. Евреи считали, что и в католической Европе они будут развиваться свободно как в мусульманской Испании. Но… начались Крестовые походы. В 1095 году римский папа Урбан II созвал собор в Клермоне, во Францией здесь призвал католиков-христиан идти войной на «неверных» мусульман и отнять у них святой город Иерусалим (город, между прочим., – еврейский), так как в самой Западной Европе мусульманине было, их место заняли … евреи и православные христиане, одни за то, что «они Бога распяли», другие за то, что не католики (или, по-научному, еретики – схизматики). Начиная со времени первого Крестового похода в 1096 году от Р.Х., христиане в Европе, по воле Ватикана, сделали жизнь евреев, которые отказывались менять иудейскую веру на христианство, бесправной и униженной в течении многих веков, пока в XVI веке на еврейском небосклоне не стало стремительно восходить солнце Нидерландов!

Но это уже другая история.

Конечно Аверроэс не мог знать, что скоро начнется Реконкиста, которая закончится изгнанием евреев и мусульман из Испании. Наоборот, именно в период расцвета Кордовского халифата евреи, а главное еврейские капиталы, начинают «осваивать» Европу. Кто такие главные богатеи Священной римской Империи германской нации: Рутгеры, Вельзеры, Гохтштетеры, Имгофы, Розенберги, Унгельтеры, Эхингеры… и откуда корни их ростовщического капитала – эта тема еще ждет своих исследователей. Испанские евреи, построив в Кордовском халифате «земной рай», снова вернулись к казалось уже навсегда забытой мечте о своей богоизбранности и мировом господстве через технологию разделения Производства и Потребления. Именно в этом, гениальное экономическое изобретение испанских евреев–мусульман, именно в этом экономическая сущность Нового времени в истории. Сначала этот «проект» евреи планировали реализовать на базе ислама, сразу после взятия турками – османами Константинополя и окончательного падения Византии, «почти все еврейские общины Германии откликнулись на обращение знаменитого раввина Исхака Сарфати, который в 1454 году призвал единоверцев всячески поддерживать турок– османов и переезжать на жительство в их владения, на «новую еврейскую родину». [7]

Но кто–кто, а евреи прекрасно знали, что миром правят идеи, а экономика их служанка. Еще Аверроэс в рамках ислама спроектировал доктрину о единственном Боге, совечности мира Богу (помните пантеизм Парменида), о первотолчке (это уже Аристотель), породившем множественность и движение, а главное, что на этом участие Бога в земной жизни закончилось (это уже изобретение Аверроэса, именно из него возникнет деизм Декарта и новое несторианство: противопоставление и антогонизм науки и религии). Аверроэс спроектировал и новую этику, а-ля Аристотель, с иудейским уклоном. Все люди в обществе-государстве делятся на три сословия:
– первое – это интеллектуальная элита, обладающая истиной и методом ее познания, таких людей Аверроэс называет аподиктики или ученые, понятно, что учеными становятся те, кому такое первоклассное обучение оплачивают, т.е. евреи, как народ избранный Богом
– второе – это менее образованное и талантливые люди, чем первое сословие, но все равно люди грамотные и мастеровитые, их Аверроэс называет диалектики, думаю предполагалось, что это правящая мусульманская верхушка.
– третье – это все остальные, абсолютное в основном малограмотное большинство, которым первые два сословия объясняют, как нужно правильно жить, этих людей Аверроэс называет риториками.

Интересно, что Аверроэс не верил в бессмертие души и загробную жизнь, т.е. считал ислам и его истины, изложенные в Коране ложным учением, но считал Мухаммеда «нужным пророком», который проповедовал этические нормы для народа, без которых жизнь превратилась бы в Хаос. Сам себя он считал умнее Пророка, который нужен лишь для того, чтобы держать народ в узде.
Именно для реализации этой идеологии испанскими евреями еще в ХII–ХIII веках была придумана новая экономика или принципы государственного строительства, основанные на разделении производства и потребления, и создания сословия «интеграторов», т.е. посредников по обмену за деньги между производителем и потребителем, а, по-простому, торгашей. На первое место вышел обмен или торговля. Целью производства различных товаров и продуктов питания стало не использование продукции самими производителями (только излишки продукции предназначались для обмена или торговли) а ее обмен. Появился механизм для осуществления огромных количеств сделок по обмену – рынок или рыночная денежная экономика. Деньги, а не мастерство стали «кровью» экономики государств.

«Вместо самодостаточных по существу людей и сообществ она (рыночная денежная экономика) впервые в истории создала такую ситуацию, при которой подавляющее количество всех продуктов, товаров и услуг стало предоставляться для продажи, меновой торговли и обмена. Она действительно смела с лица земли товары, производимые для собственного потребления, т.е. для использования тем (человеком), кто их произвел, для его (или ее) семьи, и создала цивилизацию, в которой почти никто, в том числе и фермер, не являются больше самодостаточным. Каждый человек стал почти полностью зависимым от товаров и услуг, производимых кем–то другим». [12]

В середине XV века в Западной Европе действительно произошли изменения, позволяющие считать этот момент времени – Новым историческим временем. Изменения касались прежде всего смены идеологической парадигмы в католической Европе, хотя происходили эти изменения на фоне смены экономической доктрины как результат экспансии ростовщического капитала испанских евреев (евреев-сефардов). По принципам экономики, т.е. законам государственного строительства, сущностью Нового времени является капитализм и отделение Производства от Потребления, эти принципы получили название – Рыночной Денежной экономики. Отличием Нового времени от других исторических периодов является приоритет экономической модели над идеологией, в частности католической (этот процесс затронет и идеологию православия) именно под новую экономику будет спроектирована новая идеология – Реформация, выродившаяся к веку XX в индустриализм, а сейчас в информационное общество. Это отклонение от апостольского христианства известно с V века и получило название «несторианство», на Руси «несторианство» получило название «ереси жидовствующих».

Связывать начало исторического Нового времени с Великими географическими открытиями и путешествием Колумба, который 12 октября 1492 года достиг Нового Света и развитием мануфактурного производства фактически недостоверно: географические открытия, связанные с поиском рабов и драгоценных металлов для чеканки монеты, были начаты еще в Х–ХIII веках маврами и евреями Кордовского халифата, именно в Кордовском халифате получает развитие мануфактурная форма производства в противовес цеховой в Европе, с успехами Реконкисты первенство на море получает Португалия, которая становится частью испанской колониальной империи (до 1640 года).
Исторически правильно исчислять хронологию Нового времени с 1453–го года, года падения Константинополя, символа Византии. С падением Византии православная парадигма христианства как основа экономики и государственного строительства уходит из Средиземноморья, колыбели цивилизации в молодую Московскую Русь. В Москве от искры Православия зажигается неяркое северное солнце Русской традиции, будущей Святой Руси.

На рубеже XIII–XIV веков баснословно разбогатевшие евреи-сефарды поняли, что успех реконкисты и падение мусульманской Испании предрешены, начинается экспансия еврейского капитала и правил торговли – экономики в Западную Европу, прежде всего в итальянские приморские республики. Идеологически оправдание ростовщичества, наживы за счет присвоения прибавочной стоимости, стремления к роскоши и наслаждениям связывается с идеалом античности, как истинного мироустройства. Термин «эпоха темных веков», т.е. вся история от падения первого Рима до эпохи Возрождения, а именно такое название получил экономический феномен, связанный с притоком ростовщического капитала евреев-сефардов в итальянские города-государства, был придуман именно в рамках идеологии ренессансного гуманизма.
Возрождение и философия гуманизма, Реформация и первые буржуазные революции, Просвещение и Великая французская революция, падение православной России, коммунизм Маркса–Ленина–Сталина, национал–социализм Гитлера, Вторая мировая война и мировая гегемония американского доллара – это основные этапы Нового времени как результат «иудаизации» христианства как торжества ереси «несторианства», связанной с отделением церкви от государства.

Реформация нанесла огромный вред христианскому учению, основанному на евангелии Иисуса Христа. Лютер протестовал против злоупотреблений католицизма, но удивительно, что результатом протеста стало не возвращение к Православию, а в отказе от самого понятия церкви, как института христианства, переход к иудейской культовой традиции, возникшей после разрушения Первого Храма символы этой традиции храм-синагога и книжник-пастор. Сильное влияние евреев на идеологию реформации признают и сами евреи: «евреи видели в этом восстании Лютера против папства падение христианского учения и триумф иудаизма». [8]
Как ни странно, но именно победительница евреев и мавров, Испания дала окрепнуть новой еврейской парадигме в Европе, создать непобедимый «капиталистический дух» как основы новой экономики. [9] Именно зарождение и укрепление идеологии «капиталистического духа» создали новый экономический уклад – капитализм (а не первоначальное накопление капитала), который пришел на смену христианскому феодализму.

Наиболее стройную и законченную идеологию Реформации создал Жан Кальвин (1509–1564 гг.), кальвинизм – пуританизм стал идеологической основой новых капиталистических государств: Нидерландов, Швейцарии, Англии именно пуританизм создал протестантскую империю – США.
Ж. Кальвин снял главные противоречия лютеранства, предопределенность судьбы любого человека от Бога, что порождало апатию и фатализм и было несовместимо с концепцией «капиталистического (читай иудейского) духа». Кальвин ввел аксиому о жизненном, т.е. светском призвании, теперь материальный успех человека в жизни стал свидетельством его «богоизбранности». Если к этой доктрине подойти чисто математически, то получается формула «капиталистического теизма»: «Богатых – к спасению, бедных к погибели», – это чисто иудейская религиозная парадигма, где богатство евреев является доказательством их богоизбранности как народа.

Создание абсолютных монархий тоже является следствием торжества нового «капиталистического духа» и соответствует антитроичному Богу иудеев, у иудеев Бог абсолютный и единственный монарх. Абсолютизм зарождается в итальянских государствах, первых носителях нового «капиталистического духа», откуда «мутирует» по всей Европе.

Первым государством, где восторжествовала новая идеология и соответствующая ей капиталистическая экономика стали Оранжистские Нидерланды, где впервые были созданы армия и флот нового «капиталистического» типа иммигрировавшими из Испании евреями-сефардами («сефард» – название Испании на древнееврейском языке иврит, т.е. бывшими испанскими евреями).
Флот Голландии (торговый и военный) превратился во властелина Мирового океана. Колониальная («капиталистическая») империя Голландии распространилась на все континенты.
Вторым государством нового «капиталистического» общества стала республиканская Англия пуританина-кальвиниста Оливера Кромвеля, из которой родилась в дальнейшем Британская империя. Затем огонь буржуазных («капиталистических» или «еврейских») революций перекинулся на Северную Америку Джорджа Вашингтона и революционную Францию Наполеона I Бонапарта.

После изобретения Джеймсом Уаттом паровой машины, в конце XVIIII века начинается первая промышленная революция, капитализм получает название индустриализма, а новое время – индустриальной эпохи.
Присвоение прибавочной стоимости как основной экономический принцип капитализма и индустриальной эпохи породило рыночную экспансию капитала, а конкуренция национальных капиталов породила мировые войны за право сильного эмитировать мировую валюту. Первая мировая война – это Тридцатилетняя война в Европе (1618–1648 гг.), вторая это семилетняя война 1756–1763 годов, где лишь смерть Елизаветы I Петровны спасла от уничтожения Пруссию, которая после позорного для нас и спасительного для Фридриха II Прусского Московского мира настолько окрепла, что после унижения Франции во франко-прусской войне 1870–1871 годов создала империю – Второй Рейх и развязала Первую мировую войну 1914–1919 годов, по счету уже третью.
Результаты Первой мировой войны были ошеломляющими для их участников, а последствия непредсказуемыми. Стало объективной очевидностью, что все достижения капиталистического научно-технического прогресса в первую очередь направляются на достижение военного превосходства и мировой гегемонии с позиции силы, прежде всего в правилах обмена или торговли. Все прелести «общества потребления» – это социальная дань за «людоедскую» идеологию и порожденную ею экономику, т.е. принципы государственного строительства.

Абсолютная монархия сослужила свою службу, под ее прикрытием «капиталистический дух» стал основой экономики абсолютистских государств, «мавр сделал свое дело – мавр может уходить», новая «сердцевина» государств перестала нуждаться в христианских королях, да и само христианство, «новые хозяева земли» перестали считать для себя опасным противником, чтобы тратить на это деньги. [10]
Как только король Англии и Шотландии Яков II решил, что он действительно абсолютный монарх и помазанник Божий, и взял курс на реставрацию католицизма и союз с католической Францией, случилась «Славная революция» 1688 года, где без единого выстрела король–католик был заменен на короля – кальвиниста Вильгельма III Оранского. В 1689 году был принят антимонархический «Билль о правах» и кальвинистский «Акт о веротерпимости», началась массовая протестантская колонизация Северной Америки, где в 1776 году принимается Декларация независимости США, «конституция» общества социальной демократии. В 1787 году принимается Конституция США, теперь власть принадлежит не Богу, не монарху, как помазаннику Божьему, а «власти народа» через представительские органы власти. [11]
Великая французская революция открыто провозгласила лозунг «Свобода, Равенство, Братство».

Цель этой статьи не подробное изучение фактов из истории Нового времени, а задать тему дискуссии. Факт, что индустриальная эпоха никому счастья не принесла, после всех мировых воин было создано оружие, способное уничтожить все живое на земле. Сейчас хрупкий мир держится на страхе породить ядерную войну, что не может продолжаться вечно. Германия в своем желании покорить мир уже породила две мировые войны. Сейчас Германия, поощряемая США, опять подмяла под себя всю Европу и уже диктует ей свои условия.
Россия, пройдя искушение коммунизмом, вот уже несколько десятилетий не может понять своей роли в мире, а это роль противостояние «мировой закулисе», возвратившись к идеологии Православия, конечно Православия не догматического и схоластического, а Православия живого, истинного, в смысле дословного перевода с греческого как Правоверия, а главное реформирование своей экономики и государственного строительства на базе православной идеологии. Понятно, что приоритеты экономики нового православного государства в сельском хозяйстве и наделении людей землей, в развитии государственного военно-промышленного комплекса, как средства сдерживания и локомотива промышленности, срочной реформы образования – просвещения, где начальное образование тесно связаны с христианством, среднее с философией и точными науками, а высшее с наукой на основе эксперимента.
Россия самодостаточна, она может проводить самостоятельную экономическую политику, опираясь на собственную оригинальность, экономическую концепцию отличную от монетаризма и кейнсианства, в основе этой концепции должны лежать множественность валют, включая местные, ограниченность конвертации валют фактической величиной долларовой выручки, запрет на хождение внутри страны наличных иностранных валют, переход только на электронные деньги и много–много чего другого.

Но это уже предмет другого исследования.

Примечания
1. Нарочницкая Н.А. За что и с кем мы воевали. М., 2012
2. Курс лекций по истории Позднего западноевропейского Средневековья / раннего Нового времени (XVI-первая половина XVII века). Учебное пособие – Элиста, Калм ГУ, 2011.
3. Карташев А.В. Вселенские соборы. Клин, 2002
4. Там же.
5. Там же
6. Там же
7. Курс лекций по истории Позднего западноевропейского Средневековья раннего Нового времени (XVI – первая половина XVII века). Учебное пособие – Элиста, Калм ГУ, 2011.
8. Г. Грец Собрание сочинений. Т. 10, стр. 164–169.
7. Подробнее у М. Вебера и В. Зомбарта.
8. Существует легенда, что Карл V Габсбург стал императором Священной Римской империи на еврейские деньги.
9. Интересно, что еще Ж.Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре» писал, что с передачей гражданином своих прав представителям, гражданин перестает быть свободным.
12. Э. Тоффлер. Третья волна. Москва, 2002.

(Visited 237 times, 1 visits today)


 

36 комментариев

  1. Классная научная статья, узнала много нового. И тема нестандартная, необычная. Не статья, а целая лекция. Нам бы в универе такие лекции слушать))))

  2. Слыхал, Батурин читает лекции. По какой дисциплине? По истории или экономики? И где их можно услышать?

  3. граждане это не Колумб а Батурин открывает нам историческую реальность респект!

  4. Здравствуйте! Такое впечатление, что автору удалось всю непостижимость мира втиснуть в один в общем-то небольшой текст. Экономика, история и религия тесно переплетены, и все это зиждется на не истребимом человеческом эгоизме. Роль личности в истории никто не отменял, а личность всегда эгоистична. И какие бы циклы не проходила история, двигатель всегда один: неуёмная жажда удовольствий и привилегий. Всё остальное-декорации.

  5. Здорово, больше ничего и не скажешь

  6. Тема требует несуетного осмысления. Пробую читать снова и снова — и постоянно возвращаюсь к прочитанному. Не согласен прочти со всем, иногда хочется ругаться. Но это не значит, что прав я , а не автор. А главное — пересмотр былого вызрел, как ньютоново яблоко. Батурина оно стукнуло по голове. Меня — еще нет. Но сидим мы уже под одним древом познания.

  7. С КАКОЙ УВЕРЕННОСТЬЮ ВСЁ НАПИСАНО! КАК БУДТО АВТОР САМ БЫЛ СВИДЕТЕЛЕМ ТЕХ СОБЫТИЙ. ИНТЕРЕСЕН БЫЛ БЫ ЕГО ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ В РОССИИ В 20 ВЕКЕ

  8. Весьма и весьма познавательно, удивительно трезвый и чёткий взгляд в прошлое. Спасибо, Виктор!

  9. Добротный академически труд. Украшение и достояние культуры любого народа. Не перевелись умы в земле нашей!

  10. Добрешего вечерочка, а выставели Виктара Батурина как бандюганом каким, а он вон какой умный человек. я даже охватить всё умом своим не могу

  11. Вот мне кажется, что всё не так было, хоть убей. Не знаю что, но не так. Жаль, что я не академик, а то бы точно поспорил.

  12. Прекрасно, что тема истории выходит на передний план, если научимся понимать её, значит, у нас есть будущее

  13. Замечательная статья. Познавательно и необычно!))

  14. Батурин просто Батурин, его нужно знать, а знать его невозможно. Он везде. Если говорить о науке, он рядом стоит, если это философские познания, спросите, голову закружит. Помните, что я давно говорил?
    Книги прошлых веков у него на столе. А главное, они не просто лежат, он их читает!!!

  15. Личность. Потому и долбят. «Белая ворона» всегда вызывает антидот.

  16. Батурин бандюган. Не смешите. Личность. Потому и долбят. «Белая ворона» всегда вызывает антидот.

  17. Есть много, друг Горацио на свете, что и не снилось нашим мудрецам

  18. Что ни говорите, машины в истории определяли очень многое. Жаль только, что человек, их мощь перенаправлял в оружейные залпы

  19. Колумб фигура монументальная. Больше для объединения человечества не сделал, наверное, никто. Хотя и принёс он Новому свету много различных испытаний.

  20. Я офицер в отставке. Имею честь знать Виктора Николаевича лично. Скажу, что большего патриота России, чем он, я не встречал. Он для страны делает реальные дела! Тут и успехи в сельском хозяйстве — возьмите ту же Калмыцкую породу КРС , и экономика научное осмысление истории. Передовой ум, деятельная натура. Побольше бы нам таких граждан!

  21. Теперь присмотрюсь к Колумбу внимательней. Это ж надо так в историю войти! А ведь не знал я ничего о нем. И учили вроде бы что-то? а что именно, спроси, не вспомню, хоть убей!
    Хоть и звали его Христофором;
    Но не знал я, что это Колумб…
    А, помню еще про Колумбово яйц0! Вроде катали матросы яйцо по столу и никак на попа поставить не могли его. А Колумб навро де как взял это яйцо в кулак, да на донышко и посадил, смяв его. Тут моряки репу и почесывают, а Колумб говорит им, потому, дескать, я капитан, а не вы. Не знаю вот это его команда ром дула из бочки в которой покойника везли с чужбины. Тоже где-то такая история была.

  22. Вот живём и оказывается ничего не знаем про историю человечества. Как котята слепые

  23. М.М.
    Мы не знаем не то что историю, а даже то, какова структура земного шара, на котором живем, а она величина постоянная. А история что? Эфир, атмосферное явление. Приветствую появление таких работ- какие-то из них правдивы, какие-то, как минимум, спорны. Однако важно то, что они фиксируют некую компетентную точку зрения, от которой следующие поколения могут оттолкнуться. Это, как эстафета. Ее нужно передавать, тогда факел не погаснет. И Виктор Батурин, на мой взгляд, делает это блестяще!

  24. Уважаемые, вот бы еще понять, кто и когда до денег додумался? Как мы отходили от натурального обмена? Много чего на эту тему понаписано, но ничего путного, как тут, я не читал. Виктор Николаевич, посвятите этой теме свое эссэ. Очень интересен ваш взгляд в этом направлении. Ваши знания, недюжинная эрудиция, аналитические способности и умение смотреть на вещи нестандартно, мне кажется, могли бы максимально объективно раскрыть этот вопрос.
    С уважением, С.З.

  25. Как справедливо замечено здесь — история всего лишь благодарный материал для творчества. Вот Виктор Батурин и сочинил свою версию былого. Да, талантливо, нахраписто и гармонично… Но это всего лишь субъективный взгляд, пусть и очень неординарного человека, на процесс.
    Прямо-таки властно споймал автор историю, как козу и затащил ее в свое стойло, пока другие ученые дремлют. Что теперь остается? Развести руками и сказать, а тема-то объезжена! Попробуйте поспорить, когда автор так уверен в своей правоте!

  26. А мне вот както удивительно даже это! Столько я про Батурина получал всякого негатива из теле, газет и интернета, что даже интересно, неужели это правда пишет тот человек, на которого вылели столько помоев? Или все тки нанял кого написать, чтоб себя за умного выдать?

  27. Славе СССР
    Автор Батурин, это нет вопросоВ! Деньги к дуракам не приходят. Как бы, дорогой Слава, нам с вами ни прискорбно было осознавать эту истинУ.)))))))))))

  28. Сег. на лекции с ума сведу препода своими вопросами по этой теме! Он ничего не знает, глупый, как рваный башмак. Вот он ошалеет от моих познаний, кот я тут почерпнула. Предвкушаю!))))))))))))))))

  29. А говорят, люди думать совсем перестали. Думают ведь!

  30. И все-таки, что первично: курица или яйцо? Человек или история? Вот интересно, есть например история Земли, без человека? Или история существует лишь в категории разума? Труд Батурина множит вопросы, в том числе и самые- самые важные, исконные, архаичные. Уже этим он полезен. Спасибо автору!)))))))))))))))

  31. религия всего лишь инструмент понимания Бога, а Вера, есть Вера! И без Божьего благословения ничего не происходит. Батурин хороший аналитик процесса.

  32. А вот интересно мнение Виктора Николаевича, кто для развития цивилизации сделал больше- поэты или экономисты?!)))))))))))))))))))))))

  33. Читал где-то, что Колумб отправился в плавание от несчастной любви. И кто больше для человечества сделал? Колумб, или эта его «несчастная любовь»? Жаль имени ее не знаю.

  34. Если так брать, то и все от любви. Читай — от баб! Какая тут любовь, похоть одна. Она с другим спит, а он от ревности на стенки лезет- симфонии фигачит, на шаре летит вокруг света, выпучив глаза, или на ринге хук справа душевный принимает. И все чтоб доказать изменщице, как она ошиблась с выбором.
    И вся карта шара земного не раз перекраивалась из-за них, подружек наших разлюбезных. А что надо? Надо гвоздь иметь в осанке и не поддаваться инстинкту.Вот я сказал себе нет в 30 лет и живу один. Да, сначала трудно было, но я терпел. За то теперь свободен, что хочу, то и делаю, и пенсию на себя трачу. Хочу рюмочку потяну, хочу — приемник слушаю «Дорожное радио». И никто мне не под шапку, никто мой позвоночник не пилит. И не кидаюсь с вилами на мельницы, корча рыцаря перед Дульсинеией, дурой этой откормленной на кружевных сдобах.
    Ну поплыл Колумб, и что? Дорога ему медом намазана была? И штормило там, и бунты на флагмане, акулы, пираты, голод, морская болезнь — все прелести открытого океана. А умер в нищете. А сидел бы дома, глядишь и пирожок горячий был бы в старости, и теплый бок, пусть не идеала, но родной, понимающей женщины. Да и индейцы сев. и юж. америк, глядишь бы, подоле в своих красных прериях поблагоденствовали.

  35. При чем тут любовь несчастная? Человек исследователь был, спешил познать мир, жажда знаний гнала его в море. Вы все готовы на матримониальные рельсы перевести. Ничего у вас нет от души. А Чайковский тоже от любви к прекрасной даме балеты свои писал? А Тесла, который, как известно, был холоден к женщинам, тоже у Подкаменной Тунгуски свой разряд обронил от ревности? Ну люди! Ну каждый пе себе и мерит!

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *