Владимир Меньшов: фильмы, биография, неизвестные факты. «Оскар» в стенке

Автор

Ушел из жизни Владимир Валентинович Меньшов. Кинематограф лишился мастера, человечество — человека большой души.

Он родился в 1939 году в Азербайджане в семье моряка и кавалера Ордена Красной Звезды Валентина Михайловича Меньшова. Рос в Астраханской области на родине отца.

В 1965 году успешно закончил школу — студию МХАТ, актерский факультет. А за тем и аспирантуру кафедры режиссуры ВГИКа.

В 1981 году фильму Меньшова «Москва слезам не верит» присуждается «Оскар» — высшая награда Американской академии кинематографических искусств, как лучшей картине на иностранном языке.

С 1982 года начинает преподавать кинорежиссуру на Высших курсах сценаристов и режиссеров. С 1989 руководит режиссерскими мастерскими.

На церемонии вручения кинонаград от телекомпании «MTV Россия» в 2007 году, категорически отказался награждать создателей фильма «Сволочи», швырнул на пол конверт с итогами голосования, сказав при этом: «Вручать приз этому подлому фильму, позорящему мою страну, я попросил бы Памелу Андерсон. А я этого делать не буду».

В 2009 году при ВГИКе создал свою актерско — режиссерскую мастерскую. Преподавал в Высшей школе телевидения при «Останкино».

Будучи председателем российского Оскаровского комитета отказался поддержать выдвижение на премию «Оскар» фильма

Никиты Михалкова «Утомленные солнцем — 2: Цитадель» и не подписал заявление.

Был телеведущим, как актер сыграл в кино множество запоминающихся ролей, снимался в рекламе.

Личное знакомство.

Осенью 2000 года я, будучи заведующим отдела Социальных проблем городской газеты «Наш Белгород», предложил главному ее редактору Владимиру Михайловичу Бугаеву пригласить в редакцию на творческую встречу Владимира Меньшова и его супругу Веру Алентову. Близилось новое тысячелетие, его приход хотелось отметить как-то ярко и нестандартно.

Наш редактор мою идею поддержал, и уже в декабре мы связались с Москвой, и к моему величайшему удивлению творческая чета согласилась приехать в Белгород.

Вспоминаю тот визит, и меня снова охватывают волнения. Как сейчас вижу те небольшие сюжеты из которых было соткано все событие. Как встречали столичных гостей на ж.д. вокзале, тех удивленных и благодарных проводниц вагона, где ехали звездные супруги.

Паспорта Меньшова и Алентовой у меня в руках. Мне их передали, чтобы я организовал покупку обратных билетов до Москвы. Из этих паспортов мы узнали, что Вера Алентова по отчеству, как и супруг, тоже Валентиновна, что у них есть единственная дочь Юлия Владимировна, и что брачных штампиков в паспортах у Владимира и Веры — всего по одному.

Может и неприлично заглядывать в чужие бумаги, но я все — таки утешаюсь мыслью, что паспорт — это достаточно публичный документ, он не закрыт и не запечатан, как конверт с письмом, и большого греха в том, что мы туда заглянули, нет.

Наши гости произвели впечатление тихих, доброжелательных людей. И известное определение: «Интеллигент — это человек, который занимает мало места», оно словно списано с них.

А еще, даже затрудняюсь сказать по каким именно приметам, но было понятно, что муж и жена по настоящему любят друг друга.

Администрация города Белгорода, которая издавала нашу газету, преподнесла приезд режиссера и его супруги — актрисы, как большое культурное событие, каковым оно, по сути, и являлось.

В кинотеатре «Радуга» прошел показ нового, только что вышедшего фильма Владимира Меньшова «Зависть богов».

Был и большой банкет.

Всего лишь день гостили Меньшов и Алентова в Белгороде, но этот день принес белгородцам много радостных и ярких событий. А в нашей редакции состоялась пресс — конференция с москвичами, где я задал вопрос Владимиру Валентиновичу: был ли «Оскар» для него неожиданным?

По тому, как переглянулись супруги, по паузе, повисшей после вопроса, стало понятно, что, да, премия Американской киноакадемии была нежданной, и, возможно, на тот момент не совсем и желанной. Похоже, с нею у советского режиссера были связаны какие-то неприятные перипетии на Родине.

Впрочем, в подробности Меньшов вдаваться не стал, сказал лишь, что «Оскар» хранится у них в квартире, в стенке.

Александр Калуцкий

©

фото — из открытых источников

(Visited 48 times, 1 visits today)


 

Один комментарий

  1. Меньшов, человек, в котором, как ни в каком другом, были противопоставлены художник и личность. Как художник состоялся, как личность, кажется до самой смерти не обрел завершенные черты. Метался, терялся, падал, поднимался, очаровывылся, разочаровывался, критиковал и слишком много требовал с других, страдал от несовершенства мира и человека. Со временем все это забудется. А фильмы остануться.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *