Золото на черном. Александр Мустафин, Химки

Однажды Александр Мустафин взял, да и нарисовал герб Химок. И теперь геральдисты всего мира признают, что ни у одного города нет столь оригинального символа.

Пристанище этого художника- это мастерская и музей одновременно. Причем музей разноплановый: религий, исторический и геральдический. История успеха на сайте Позитив24.рф.

герб Химок

 

Золото на черном. Александр Мустафин, Химки

А еще, в какой-то мере это «академия» Кентавристики, поскольку «ректор» этой академии Заслуженный художник России, монументалист и проектант многих осуществленных проектов музеев, кинотеатров, спортивных баз и парков, автор герба и флага Химок, Александр Мустафин знает о кентаврах все. И своими знаниями охотно делится с интересующимися.

Различные изображения этих красивых, загадочных существ  зримо присутствуют в интерьерах мастерской. И, кажется, сама душа кентавра обрела здесь свою обитель…Мустафин фото

Как известно, «люди — человеки» бывают двух типов: те, которые этот мир подстраивают под себя, и те, которые под него подстраиваются.

Александр Мустафин — без всякого сомнения — принадлежит к первым. Малого того, мощно конструируя свою реальность, он наполняет ее новым, художественным смыслом, в полном соответствии со своим видением мира.

И в нем, в этом его невероятно многообразном, разноплановом,  красивом и яростном мире неизменно присутствует Кентавр.

Но как,  из каких космических далей  этот могучий Человекозверь ворвался в мировоззрение художника. Почему нашел там приют?..

Глава первая. Замечательное совпадение

В 1961 году в Москве проходила Первая американская выставка, совершенно потрясающая, наполненная «артефактами», иллюстрирующими  жизнь капиталистических штатов. Среди них –книга Джона Абдейко «Кентавр», вытащившая, как считают знатоки, Америку из кризиса.

В романе главный герой – учитель — пошел на смерть ради сына, словно предвосхитив муки Иисуса Христа.

На тот момент Александр Мустафин художник- маляр на Подольском заводе имени Орджоникидзе по профессии, и стиляга по образу жизни.

Он уже успел вкусить пьянящего рок — н – ролла с тех самых знамениты «костей» —  рентгеновских пленок, на которых находчивые умельцы наловчились нарезать звуковые дорожки.

И сам бойко осваивает этот невиданный стиль на баяне и банджо.

Привлеченный на американскую выставку возможностью заполучить заветный «твердый» винил, наш герой обрел там уже знакомую нам книгу.

И она буквально перевернула  еще формирующееся мировоззрение маляра с завода атомных реакторов.

«Но все же кто-то должен был жизнью своей искупить древний грех похищения огня. И случилось так: Хирон, благороднейший из кентавров (а кентавры  это полукони — полулюди ) бродил по свету невыразимо страдая от раны, полученной по нелепой случайности.

Ибо однажды на свадьбе у одного из фессалийских лапифов некий буйный кентавр вздумал похитить невесту, завязалась яростная борьба, и в общей свалке Хирон, ни в чем не повинный, был ранен отравленной стрелой.

Терзаемый неотступной болью, без надежды на исцеление, бессмертный кентавр жаждал умереть и молил богов поразить его вместо Прометея.

Боги вняли  этой мольбе и избавили его от страданий и от бессмертия.

Он окончил свои дни, как простой смертный, уставший от жизни, и Зевс вознес его на небо сияющим Стрельцом меж созвездий»…

Представляете, какие картины рождались в воображении впечатлительного и невероятно талантливого юного художника Александра, когда он читал эти строки?!

В то время Мустафин уже активно занимается живописью и графикой. Рисует черной тушью на желтой бумаге, которую приносит из подольской детской больницы его мама – она там работает.

Желтыми и черными листами переложены в упаковках все тех же рентгеновские пленки.

Так черное и желтое — на веки — вошло в творчество и саму жизнь Александра Мустафина.

Вот тут оно и совпало: Стрелец ведь тоже золотой. То есть желтый!

Глава вторая. Принц криминального королевства

Будучи личностью совершенно неординарной молодой подольчанин попадает в поле зрения местной братвы, и та решает воспитать из него нового криминального короля.

«Принцу» в качестве испытания предлагается выполнить задание: в церкви Вознесения в Коломенском вытащить камень из оклада иконы Казанской Божьей Матери.

А дальше начинается мистика. Похититель прибыл на место преступления в сопровождении некоей девушки — «смотрящей». Однако, та смотрящая невесть куда исчезла еще на подступах к храму.

Под его куполами было сумрачно и безлюдно. Юный воришка приблизился к иконе и с облегчением понял, что задание-то пустяковое. Камень — вот он — в полной доступности — светиться красным огнем и вынуть его можно зубами.

Но лишь приблизил похититель свое лицо к тому камню, узрел, что прямо из камня устремлены на него глаза некой фигуры в черном…

В общем, «кража  века» не состоялась. Наш герой считает, что это сам Ангел – хранитель спас его от греха.

Из — за связи с криминальным миром и мелькания на столичном негласном рынке фарцы молодой хиппи попадает в поле зрения правоохранительных органов.

Ему реально «ломится» колония.

Тем не менее, он охотно продолжает развлекаться своим провокационным хобби: разгуливает по улицам и малюет камнями на стенах голых женщин…

От тюрьмы самодеятельного живописца спасает хорошо известный в подмосковных кругах художник и авторитет Спартак Матюгин, в прошлом матрос императорской яхты «Штандарт». Спартак «отбил» младшего «коллегу» у следователей, так как успел стать поклонником хохмовской «росписи» хулиганистого самородка.

Матюгин берет Мустафина на этюды.

Наш герой утверждает теперь, что лучшего художника, чем его первый наставник не встречал.

— Он умел писать бегущей линией!

У Спартака, как у Христа -12 учеников. Мустафин рисует нетрадиционным способом: кубиками и крестиками на холсте. Что-то типа импрессионизма.

Как-то, в то время когда вся группа работала на этюдах, из кустов выполз всклоченный, пьяный мужик, окинул «лиловым» глазом «студию», ткнул пальцем в Мустафина:

— Только этот станет художником!

Позже выяснилось, что это был внук Поленова.

Матюгин сумел разбудить в своем подопечном, с его же слов, и некую гражданственность – гордость за Россию. Хотя и указывал  на ущербность существующего строя.

Глава третья. Мы теперь солдаты

Потом была «долгожданная» срочная служба. И тут Мустафин смог отличиться. Еще следуя в поезде с призывниками, он столь успешно оформлял дорожные боевые листки, что снискал благодарность командования.

Это обстоятельство, а так- же художественно – малярный опыт на Подольском заводе обусловили дальнейшую военную карьеру нашего героя. Его «бросили» — ни много, ни мало — на создание музея 50 армии РВСН. По сути, рядового назначили на офицерскую должность!

Забегая вперед, скажем, что с заданием художник с честью справился, обнаружив в себе уже тогда, помимо таланта живописца, таланты скульптора и монументалиста.

И вот тут случилось еще одно знаковое событие в жизни Мустафина. Как-то в часть, с целью поднятия боевого духа, прибыл сам Гагарин.

Восхищенный умением фотографов в быстром темпе создавать монтажи, Юрий Алексеевич заглянул в фотомастерскую, которая обслуживала потребности музея, и предложил руководителю работ, то есть рядовому Мустафину, отметить успех спиртом.

Таким образом, наш герой смог увидеть первого космонавта земли через донышко граненого стакана. Словно в телескоп.

Мустафин известен в народе, как человек правдивый, поэтому не доверять ему в этом рассказе, у нас оснований нет.

Позднее нашему герою удалось познакомить Гагарина со своими скульптурными планами относительно увековечивания подвига космонавтов.

Юрий Алексеевич одобрил эти идеи. Более того, сказал, что они удивительным образом совпадают с его видением такого рода мемориалов. Тем самым как бы «благословил» начинающего монументалиста на работу в этом направлении.

И, надо сказать, многое из задуманного Александру Салиховичу Мустафину удалось воплотить в жизнь. К примеру, он автор проекта кинотеатра «Космос» в Химках, закладного памятного камня в честь 50-летия создания космического корабля-спутника «Восток». Музея под открытым небом Трудовой славы космических предприятий ВПК. Все это так же является художественным и культурным достоянием городского округа Химки.

Глава четвертая. Академическая

И вот Александр Мустафин с почетом выходит на дембель. В активе несколько приобретенных за годы службы специальностей, опыт в создании целого музея, почетных грамот и отличная характеристика:

«Как художник – оформитель товарищ Мустафин А. С. показал себя исключительно способным и творческим человеком. Он неоднократно участвовал в выставках самодеятельных художников Советской Армии, за что награждался ценными подарками и дипломом лауреата самодеятельного искусства вида войск в 1967 – 68 г.г.».

Это выписка из нее.

Имея за плечами такой « золотой» опыт, наш герой поступает в знаменитое Строгановское училище.

Выбор не случаен: талант Мустафина широк и многогранен, это уже признанный факт. А Строгановка – это единственная в мире Академия, где учат синтезу искусств.

Подает документы на факультет организации выставок.

Сотрудница училища Воля Георгиевна Маленкова, предостерегает абитуриента:

«На этом факультете учатся сынки министров. Вам придется конкурировать с ними и ежечасно доказывать свою состоятельность. К тому же вы служили в секретных войсках, и 12 лет вы – не выездной. А СССР проводит выставки за рубежом».

Однако будущий студент своего решения не изменил. И уже в 1983 году он становиться лауреатом международного конкурса «Интергаст – 83» в Берлине за проекты художественных инсталляций « Москва гостеприимная», «Русский чай» и «Свадьба».

Но давайте вернемся в Строгановку. Как-то один очень авторитетный ее профессор Людвиг Герих  Маврикиевич попросил студента Мустафина рассказать, что тот видит на картине Айвазовского «Девятый вал». Дал время на подготовку.

Вскоре получил уверенный ответ:

«На холсте изображен конец света. Обломок мачты это крест, на кресте дрейфуют представители мировых религий».

— А чем вы хотите заниматься?- Хитро прищурился преподаватель.

Подопечный рассказал, что мечтает светом и музыкой создавать пространство. То есть использовать не изобразительный образ, а объемно- пространственное мышление.

На тот момент студент проинтуичил примерно такую штуку: как известно красный, синий и зеленый цвета создают семицветье( так называемая «трехкомпонентная теория цвета»), но тот же результат можно получать и используя лишь два цвета.

Нам, людям далеким от науки, трудно понять, чем это открытие может обернуться в реальности.

Сам Мустафин уверен, что это революция в визуальном образе мира. Возможно, именно поэтому его деятельность в данном направлении была скомкана…

Дипломная работа выпускника Строгановского училища Александра Мустафина — «Проект интерьеров Государственной картинной галереи СССР в городе Москве». Заказан институтом «Моспроект – 2».

Защищена «на отлично». С похвалой ГЭК.

И воплощена в жизнь!

Глава пятая. Рождение Мастера

Вот тут, пожалуй, мы поставим некую промежуточную точку и прервем подробное изложение биографии нашего героя, поскольку она разветвляется на столько рукавов, что отследить каждый, не хватить никаких возможностей.

Скажем лишь, что любого такого «рукава» хватило бы на отдельную человеческую жизнь.

Однако, некоторые, ключевые этапы биографии художника все же отметим.

Он является автором научной творческой разработки проектов комплексной эстетической среды учебно-тренировочного центра конно — спортивной базы «Планерное» и парка культуры и отдыха имени Толстого в Химках по программе «Олимпиада-80».

В свое время был главным художественным руководителем Единого научно – методического центра Комитета по культуре города Москвы. Членом жюри выставки «Золотая кисточка».  Автором проекта комплексного благоустройства эталонного микрорайона столицы.

Занимал должность руководителя архитектурно-творческого отдела Межрегиональной ассоциации жертв незаконных политических репрессий. Автор проекта памятника строителям канала имени Москвы.

Автор проекта благоустройства территории Храма Христа Спасителя!

Мустафин лауреат Диплома 1 степени ЦФО в области литературы и искусства за создание воинского мемориала и памятника «Подвиг – милосердие» (единственный в мире памятник сестре милосердия!) в соавторстве с В. А. Евдокимовым и В. Н. Михайловым.

Автор историко-краеведческой и монументальной программы «Химки — город Воинской Славы».

Лауреат конкурса «Наше Подмосковье» в номинации «Наше Подмосковье».

И это далеко, далеко, далеко не полный перечень всех работ заслуг и достижений Мастера.

Ну откуда, откуда в нем эта чувство долга перед павшими в Великой Отечественной войне?! Ведь вы, воочию увидели из вышеприведенного списка, сколь много сделал художник –монументалист для увековечивания памяти того Великого Подвига.

Так много, что и исполину не под силу!

… Детство Александра Мустафина прошло в Подольске, в замечательном доме, построенном по проекту братьев Весниных.

Напротив – через поле – железнодорожное депо. Мальчика непреодолимо влечет к поездам.

Взволнованная мать в очередной раз, вытащив сына из какого-то вагона, строго сопровождая  домой, сокрушается: вот ты по этому полю бегаешь, резвишься бездумно и не знаешь о том, сколько в нем солдат зарыто.

Эти слова так запали в душу художника, что звучат до сих пор. Вот отсюда и это удивительное, неистребимое чувство долга перед павшими.

Глава шестая. Лицо города

С 1978 года Мустафин живет в Химках. Считает этот город своим. Он и впрямь «его», поскольку свое сегодняшнее лицо приобрел  под влиянием своего выдающегося жителя.

18 апреля 1996 года был объявлен конкурс на проект герба города Химки.

В итоге чрезвычайно сложной и напряженной борьбы на конкурсе побеждает проект Александра Мустафина: восстающий ввысь крылатый Стрелец!

«Чтобы узнать, чем отличается Кентавр – символ дикой природы и многих пороков человека от зодиакального созвездия Стрелец, под звездами которого живут химчане, автору понадобилось 19 лет поисков.

Ему повезло найти язык к своей концепции, работая в библиотеках Британского музея, Ватикана, Мюнхена. А когда Павел Глоба подарил ему зодиакальную карту Москвы – началось создание экспозиции Музея герба «Золотой Стрелец».

Александр Салихович рассказывает, что «пристрастился тащить в дом все забавное и необычное с детства, когда впервые оказался на центральной московской свалке в Текстильщиках, о которой Высоцкий сказал: «Сперва играли в фантики в пристенок с крохоборами…».

Потом в моей жизни появились музеи, которые проектировал сам».

В 2014 году проект «Музей герба «Золотой Стрелец»- музей толерантности народов России» стал лауреатом премии Губернатора «Наше Подмосковье» и получил 200 тысяч рублей.

Александр Салихович на эти деньги приобрел экраны. На них гости музея смотрят легенды древнего мира и современные версии о созвездии Стрельца, которое является центром галактики и в котором расположена самая красивая часть Млечного Пути.

Сегодня он занят созданием мультимедийного трансформера по поставленной президентом Путиным цели «Россия вперед и вверх».

11 апреля 2015 года Союз геральдистов РФ, высоко оценив музей, наградил его создателя почетным знаком А. Б. Лакиера, первого геральдиста России «Сподвижнику геральдики» Второй степени».

Это строки из газеты «Химкинские новости».

Глава седьмая. Муза

Ну, и, пожалуй, о главном – о Музе Мастера и его преданной жене Ольге.

Ольга для Александра больше чем Хохлова для Пикассо или Гала для Дали. Она его второе «я», ангел-хранитель и Муза в одном лице. Лучезарная женщина, как кажется, готовая на подвиг, но в замен подвига не требующая.

С Мустафиным Ольга познакомилась, будучи выпускницей -отличницей Менделеевского института. Обладая безукоризненным вкусом эстета по части женской красоты, животным инстинктом самца он определил: моя!

И уже больше не отпустил.

И всего-то приданого на тот момент у замечательной девушки было – скромный томик Хаяма. Рубаи.

И среди них такие:

«Прошу вас Мустафе мой передать привет

И так его спросить: «Зачем лежит запрет,

О мудрый хашимит, на чистом соке гроздий,

Тогда как кислый «дуг» нам пить запрета нет?»

И сносочка внизу страницы : «Мустафа («избранник») – эпитет Мухаммеда.

Ну чем не знак судьбы?!

Эпилог.

Сейчас Александр Салихович Мустафин находится в расцвете творческих сил, он полон замыслов и нет никаких сомнений в том, что он их воплотит в жизнь. В его распоряжении энергия, опыт, талант.

Все пойдет в дело!

Господи, как же счастлив, наверное, человек, сумевший сделать столько. Преобразивший города, создавший свою философию, свою школу, пользующийся заслуженным уважением земляков и поклонников!

А что же кентавр? Спросите вы. По Мустафину Кентавр — это всеобъемлющая философия человеческой жизни: борьба человека и зверя в одном существе.

В том, наверное, и заключен великий смысл Сущего – в борьбе. И видящих красоту ее…

 

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *